Текст публикуется с любезного разрешения редакции 'Project Syndicate'
В России наступает множество годовщин. В этом месяце отмечается 90-летие Октябрьской революции 1917 года и 25 лет со дня смерти Леонида Брежнева. В следующем месяце будет 15 лет со дня распада Советского Союза. Однако, только через понимание первого события мы может понять другие.
У Октябрьской революции всегда было много критиков. Русский философ Иван Шмелев назвал ее 'великим избиением России', а Василий Розанов - 'погромом России'. Многие авторы считают ее трагедией, которая оборвала ход истории и уничтожила лучших людей России.
Но у Октябрьской революции также есть свои защитники, которые считают, что она ознаменовала новую эру в истории, была прорывом к свободе из мира рабства и угнетения, спасением для России и Европы и источником надежды для Азии и Африки. Согласно этой точке зрения, не было никакого тайного сговора, но была великая социальная революция, которая в силу сильной внутренней логики привела к власти рабочих, крестьян и выразившую их интересы партию большевиков.
Для большинства россиян, которые выросли в советской системе, в высказываниях обеих сторон есть доля истины, но нет места для крайне радикальной критики Октябрьской революции и других аспектов социалистической жизни в СССР в XX веке. Для многих людей революция - это не только история, но и часть жизни и сознания. Конечно, это не оправдывает тех, кто отказывается выслушать обоснованный анализ прошлого нашей страны, но русские не примут пустословия.
Изучение событий, связанных с российской революцией, почти столь же старо, как и сама революция, и породило огромное количество исследований как внутри страны, так и за рубежом. Но и сегодня мы все еще далеки от понимания многих важных фактов, связей, мотивов, причин и следствий всего того, что происходило в 1917 году и в первые годы Советской власти. Мало найдется событий в истории, породивших так много концепций и теорий для их объяснения и оценки - или такой объем фальсификации, как грубой, так и искусной.
К этой фальсификации были причастны и большевики, и их противники, которые замалчивали, скрывали, искажали и придумывали факты и обстоятельства, будь то реальная роль Сталина и Троцкого в революции или поведение крестьянства и казачества. Из истории выпадали тысячи имен, реальные дела людей 'приписывались' другим, искажались природа, мотивы и деятельность партий, групп, национальных движений и сословий.
Проводилась идеализация революции и ее вождей, создавались ложные репутации и биографии. Происходило упрощение и 'выпрямление' реального хода событий, каждый из этапов революции рассматривался в качестве естественного продолжения предыдущего этапа. Никто не говорил об ошибках, сомнениях, колебаниях и невежестве вождей революции. Самые важные архивы были недоступны, а отдельные документы уничтожались.
Положение дел стало меняться в 1988-1991 годах, когда история СССР и российских революций оказалась в центре общественного внимания. Крушение СССР и Коммунистической Партии открыло новые горизонты - и почти все архивы - для историков. Огромные массивы документов и других источников, относящихся к началу Советской власти, стали доступными для обозрения и анализа.
Сегодня, несмотря на то, что люди говорят об администрации Владимира Путина, мы свободны от политической и жесткой идеологической цензуры. Хотя сегодняшняя новая политическая реальность в России порождает свои собственные новые мифы и фальсификации, это не распространяется на работу историков. Так что, объективную историю российской революции, которая еще не была написана, возможно, еще напишут.
Путин редко высказывается по проблемам российской истории ХХ века; однажды на прямой вопрос о его отношении к событиям 1917 года он ответил, что считает их 'естественной реакцией страны на поражение в Первой мировой войне'. При посещении русского кладбища около Парижа - где похоронены многие видные деятели 'белого движения' и русские эмигранты - Путин возложил венки к могилам русского поэта Ивана Бунина и героини Французского Сопротивления Вики Оболенской.
Путин также остановился возле общего памятника генералам и офицерам 'белых' армий. 'Мы дети одной матери - России, - сказал Путин, - и для всех нас настало время объединиться'. Недавно в Москву перевезли прах 'белого' генерала Антона Деникина, а в Иркутск - прах другого "белого" генерала Владимира Карпеля.
В Иркутске был поставлен памятник адмиралу Александру Колчаку, который возглавил попытки "белых" сбросить большевиков, а в Москве был возведен памятник Николаю II. В действительности, Православная Церковь npичислила Николая II к лику святых. Это шаги к объединению страны и нации, а не попытки реванша или нового раскола России.
Сегодня сложились благоприятные условия для спокойного и объективного рассмотрения прошлого России, от революции 1917 года до периода застоя во время правления Брежнева. Это тот самый момент, которым должны воспользоваться историки.
Рой Медведев - российский историк, бывший советский диссидент. Является автором или соавтором многих книг, в том числе 'Октябрьская революция', 'К суду истории: генезис и последствия сталинизма' и 'Неизвестный Сталин'.
_________________________________
Copyright: Project Syndicate, 2007.
Перевод с английского - Ирина Сащенкова
_________________________________
Рой Медведев: Конец коммунизма ("День", Украина)