Ослепительный рязанский кремль, представляющий собой древнюю городскую крепость и считающийся сокровищем русской архитектуры, не очень-то похож на место острого социального конфликта.
Но последние три года за этот захваченный в прошлом веке большевиками комплекс площадью 26 гектаров ведется скрытая борьба. Обретающая все большую силу и влияние Русская Православная Церковь призывает политических руководителей в Москве вернуть кремль в ее собственность. В связи с этим страсти разгорелись не на шутку.
'Общество раскололось в этом вопросе, - говорит депутат областной Думы Сергей Исаков, - нам нужно больше времени, чтобы выслушать мнения людей'.
Такого рода борьба развернулась по всей России. После распада Советского Союза около 6000 объектов собственности, национализированных коммунистами, было возвращено церкви. Однако еще сотни остаются спорной территорией. Критики заявляют, что аппетиты церкви превосходят ее возможности по восстановлению старых зданий или по заполнению их верующими, и что ее цели все чаще носят политический характер.
'В последнее время амбиции церкви выросли, и клерикализм проникает в государственные институты и общественные организации, - говорит Анатолий Пчелинцев, редактор журнала 'Религия и право', который издается независимым московским Славянским правовым центром. - Нам предстоят выборы, и государство считает, что сейчас очень выгодно обхаживать церковь и добиваться ее поддержки'.
Борьба церкви за влияние
Православная церковь была и остается тесно связанной с государством. До того, как большевики национализировали всю ее собственность и взяли под свой полный контроль духовенство, церковь выступала в качестве главной идеологической опоры русских царей. А после падения коммунизма российские лидеры стали все чаще обращаться к церкви, лону которой принадлежит примерно 60 процентов россиян, чтобы укрепить свою легитимность.
'Российское государство переживает кризис ценностей, - говорит Александр Дугин, возглавляющий националистическую организацию Международное евразийское движение, которая выступает за усиление церковного влияния, - советская идеология уничтожена, а демократические ценности Запада в постсоветской России полностью себя дискредитировали. Единственным реальным источником [духовной] поддержки нового российского государства является православная церковь'.
Церковь не только борется за возврат своей собственности и богатств. Она проводит активную кампанию по повышению собственного авторитета и укреплению репутации, выступая, среди прочего, за введение в школах обязательного предмета 'Православная культура'. Наряду с этим, созданное недавно новое крыло прокремлевского молодежного движения 'Наши' провело ряд митингов и мероприятий по 'распространению религиозных ценностей' среди молодежи.
'Во имя православия в российской истории совершались великие деяния, - говорит руководитель православной секции 'Наших' Борис Якеменко, - обществу нужны ясные духовные ориентиры, и именно этим мы и занимаемся'.
Хотя президент Владимир Путин часто подчеркивает, что Россия является светским государством, он и другие государственные деятели постоянно принимают участие в православных празднествах. Президента также часто можно увидеть в обществе патриарха - главы Русской Православной Церкви. На состоявшейся в этом году пресс-конференции по поводу воссоединения находящейся в США Православной Церкви за рубежом с московской Русской Православной Церковью Путин сравнил 'традиционные российские религии' с ядерным ракетным щитом страны, назвав их 'компонентами, укрепляющими российскую государственность и создающими необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны'.
Корни противостояния
Находящийся на вершине холма Рязанский кремль в течение десятилетий являлся музеем-заповедником и был любимым местом прогулок и пикников горожан. Работники пяти его музеев, которые при поддержке местной общественности собрали 26000 подписей против передачи кремля церкви, говорят, что борьба ведется не просто за то, кто получит кусок земли с недвижимостью. У церкви там уже имеется два действующих храма, но, по словам сотрудников, прихожан они собирают мало. Они утверждают, что в действительности цель этой борьбы заключается в том, чтобы изгнать с кремлевской территории музеи и превратить дворец в резиденцию главы региональной церкви архиепископа Павла.
'Кремль - это сердце Рязани, место, откуда пошел наш город, он имеет огромную историческую значимость для всех граждан, - говорит Александр Никитин, представитель Общественного комитета в защиту Рязанского кремля, выступающего против его передачи. - Если передать его церкви, то изменится сам характер этого места, и из принадлежащего всем исторического памятника оно превратится в действующий центр отдельной религии'.
В телефонном интервью архиепископ Павел не отрицал того, что дворец кремля планируется превратить в его резиденцию, но он заявил, что люди смогут как и прежде посещать кремль. 'Мы собираемся открыть его и восстановить храмы, - сказал он. - Люди это основа нашей Церкви, поэтому они смогут приходить туда независимо от своей национальной и религиозной принадлежности'.
Пресс-секретарь Московской патриархии священник Владимир Вигилянский говорит о том, что возвращение собственности церкви является также обращением к 'моральному измерению'. 'За долгие годы многие вещи были у Церкви украдены либо конфискованы, поэтому некоторые музеи сегодня являются просто хранилищами краденого'.
Борьба за русскую душу?
Сотрудники музеев говорят, что готовы к сотрудничеству с церковью, которая указывает, что около 60 процентов россиян являются православными христианами, но они против полной передачи ей прав собственности. Некоторые из них заявляют, что считают себя участниками более масштабной битвы за души людей в постсоветской России.
'Мы совершенно четко чувствуем угрозу светскому государству, гражданскому обществу и демократии, - говорит заместитель директора музея Владимир Соколовский, - церковь хочет получить эти здания, потому что она стремится вернуть себе традиционную роль опоры государства, обладающей монополией на патриотизм и духовность'.
Другие же говорят, что придание церкви более значимой идеологической роли - это не так уж и плохо.
'Церковь может принести с собой позитивное влияние, говорит заместитель главы городского совета Рязани Николай Булычев. - Наша страна оказалась не готова к той демократии, о которой мы мечтали. Вместо этого мы получили преступность, коррупцию и наркотики. Остановить это можно только путем возрождения наших духовных традиций. А это значит, что нам надо вернуть церковь в центр нашей жизни'.
___________________________________________________________
Для Москвы православие должно быть московским ("Rzeczpospolita", Польша)
Атомная бомба и кадило ("La Croix", Франция)