Москва - Олег Дерипаска очень немногословен. Однако одну мысль он выражает очень хорошо: он не занимается созданием глобальных российских компаний, чтобы ни говорила пропаганда. В то время как другие олигархи и крупные российские компании, возможно, и преследуют подобные цели, он обращает все свое внимание на внутренний рынок.
В зависимости от того рейтинга, который вы будете читать, или от того человека, с которым вы будете говорить, г-н Дерипаска считается либо первым, либо вторым богатейшим человеком в России. Его имущество оценивается в 23 миллиарда долларов США. Считается, что сверхбогатые россияне - это беспощадные капиталисты, желающие возродить имперскую Россию и захватить весь мир.
О г-не Дерипаске такого сказать нельзя. "Россия - самый лучший рынок", - сказал в минувшие выходные владелец и руководитель многопрофильного промышленного холдинга "Базовый Элемент" в интервью небольшой группе журналистов.
"России нужно все - дороги, больницы, школы, аэропорты, машины, поезда, газеты, новые телевизионные каналы - все. Сейчас в России все такое дорогое из-за того, что на все существует огромный спрос и отсутствует предложение".
Он готов и он счастлив предоставлять эти услуги и поставлять эту продукцию. Получит ли он побочную политическую выгоду от этой деятельности? "Почему бы и нет" - отвечает он.
Действительно, считается, что г-н Дерипаска пользуется наибольшим расположением президента России Владимира Путина, так как он живет в России и большая часть его огромного состояния работает в стране, в отличие от состояний некоторых других широко известных олигархов. Роман Абрамович живет в Лондоне, названном "Москвой-на-Темзе" из-за большого числа российских миллиардеров и миллионеров, живущих там наездами или постоянно. Судя по всему, он стремится заниматься бизнесом как за границей - в 2003 году он купил футбольный клуб "Челси" - так и в России. Борис Березовский живет в изгнании в Лондоне, откуда ведет войну против г-на Путина. Михаил Ходорковский, владевший когда-то расчлененной в настоящее время нефтяной компанией "ЮКОС", находится в сибирской тюрьме. Глава одной канадской компании, знакомый с г-ном Дерипаской, говорит: "Олег поступает правильно. Он создает в России рабочие места, а это то, чего как раз хотят власти".
Но вместе с тем г-н Дерипаска вложил в канадского производителя автозапчастей Magna International 1,2 миллиарда канадских долларов.
А недавно он заплатил 1,6 миллиарда долларов США за 30 процентов акций австрийской компании Strabag, являющейся самой крупной строительной компанией Европы. Да, это так, подтверждает Георгий Оганов, знающий множество языков бывший советский дипломат, являющийся в настоящее время советником г-на Дерипаски. Но инвестиции за границей не являются свидетельством глобальных амбиций его руководителя. Оганов говорит, что эти компании были куплены, так как их деятельность перекликается с деятельностью основных предприятий г-на Дерипаски в России.
Strabag, например, ведет строительные работы на миллиарды долларов в Сочи, черноморском курорте, где в 2014 году пройдут зимние олимпийские игры. Строительные компании г-на Дерипаски хотя и являются довольно крупными, все же не могут самостоятельно справиться с объемом работ, необходимых для подготовки города к мероприятию в условиях жесткого графика.
Инвестиции в компанию Magna были сделаны исключительно с целью использования ее опыта сборки автомобилей и управления в данной сфере на ОАО "ГАЗ", автомобильном заводе советской эпохи, принадлежащем "Базовому Элементу" и отчаянно нуждающемся в том, чтобы его протолкнули в 21-й век. "У Magna имеются все необходимые в автомобильной промышленности ресурсы, о которых только можно мечтать, кроме того, в компании работает множество способных людей", - говорит г-н Дерипаска. Инвестиции в Magna сделаны на "очень, очень, очень длительный срок", и он не стремится захватить эту или какую-либо иную автомобильную компанию целиком (он опровергает постоянно появляющиеся слухи о том, что он хочет купить компанию General Motors, или принадлежащие концерну Ford компании Jaguar и Land Rover).
Г-ну Дерипаске в январе исполнится 40 лет. Он является одним из самых молодых олигархов и, несомненно, самым успешным в своем возрасте. Ни в одной его биографии не написано о той феноменально высокой скорости, с которой он сделал свое состояние. Информация о его образовании довольно скудна. Г-н Дерипаска, судя по всему, не стремится раскрывать все подробности своего успеха.
Он редко дает интервью, отчасти от того, что ему это не нужно - ни одна из подконтрольных ему компаний, в том числе и крупнейший в мире производитель алюминия, алюминиевая корпорация РУСАЛ, не выпускала своих акций на биржу - и отчасти из-за его стеснительности и из-за дискомфорта, который он испытывает в общении с представителями средств массовой информации.
Встреча с г-ном Дерипаской прошла в довольно скромной штаб-квартире "Базового Элемента" в центре Москвы, неподалеку от здания российского правительства, обстрелянного в 1993 году по приказу бывшего президента Бориса Ельцина, пытавшегося подавить своих оппонентов из российского парламента во время конституционного кризиса. Поданный обед был роскошным - красная и редкая черная икра, устрицы, разнообразные рыбные блюда, русские супы и салаты, качественные французские вина - все из кухни "Базового Элемента".
Г-н Дерипаска прибыл на встречу в повседневной одежде - была суббота. Ел он совсем мало. Он стройный, довольно высокий, с густыми волосами. О себе и о своих компаниях он говорил мало. Его ответы обычно были короткими. Зачастую в ответ на свой вопрос можно было услышать лишь "Почему?" или "Почему бы и нет?". Он хорошо говорит по-английски, но у него тихий голос, и он иногда прикрывает рот рукой. У него приятная улыбка.
По общему мнению, он не ведет тот шумный образ жизни, благодаря которому другие олигархи попадают на страницы бульварных изданий, как это было в прошлом году, когда российский магнат Сулейман Керимов, владеющий предприятиями по добыче золота и серебра, чуть было не погиб в аварии, разбившись на своем Ferrari на Французской Ривьере. Г-н Дерипаска не курит и не пьет, что является редкостью для российских мужчин. Он поддерживает форму плаванием. Он женат на Полине Юмашевой, дочери руководителя администрации бывшего президента Ельцина, у них растут сын и дочь.
Однако он любит роскошь. Он владеет шестипалубной суперяхтой "Queen K", которую часто замечают в Сардинии и около Тивата, у берегов Черногории, где глава компании Barrick Gold Питер Мунк (Peter Munk) строит пристань для плавающих дворцов богатых людей. Эти двое бизнесменов являются друзьями. У него имеется несколько домов - один в Москве, один за городом, один в Лондоне (в котором, как сообщается, он является редким гостем) и на его родине в Краснодаре, в регионе на юге России, где выращивают чай. По словам г-на Дерипаски, большую часть своего времени он проводит в России, посещая свои предприятия, разбросанные по всей стране. Перемещается он на реактивном самолете Gulfstream.
Г-н Дерипаска служил в армии, изучал ядерную физику, торговал металлами и оказался победителем в так называемых алюминиевых войнах 1990-х годов. Сегодня РУСАЛ, 66 процентов акций которого принадлежит "Базовому Элементу" и в число акционеров которого также входит Glencore International, являющийся крупнейшим инвестором компании Xstrata (швейцарская горнодобывающая компания, являющаяся четвертым по величине производителем никеля в мире - прим. перев.), приносит около половины всех доходов империи г-на Дерипаски. (РУСАЛ планирует в трехлетний срок выйти на рынки ценных бумаг.) Инсайдеры из "Базового Элемента" говорят, что цель компании заключается в использовании огромных денежных потоков РУСАЛа для диверсификации направлений деятельности империи и увеличения ее стоимости.
У "Базового Элемента" в настоящее время имеется много направлений бизнеса: алюминий (РУСАЛ); строительство и инфраструктура (Strabag и несколько контролируемых г-ном Дерипаской компаний); производство (автомобильный завод ГАЗ, производящий "Волги", на котором вскоре начнется производство российской модели Chrysler Sebring); финансовые услуги, аэропорты (у "Базового Элемента" их в России четыре); авиация (создание пассажирских самолетов "Ан"); и небольшая горнодобывающая компания, которая может вскоре заняться добычей золота совместно с одной канадской горнодобывающей компанией. В прошлом году доходы группы составили 18 миллиардов долларов США, имущество группы оценивалось в 23 миллиарда долларов, количество работников составило около 300000 человек.
Большой потенциал для развития в российской экономике является главной причиной, по которой г-н Дерипаска не хочет уезжать далеко от дома. Из-за экономического краха 1990-х годов экономика России имеет меньшие объемы, чем были у экономики советского периода. И хотя темпы ее роста отстают, например, от стремительных темпов роста китайской экономики, она все-таки довольно быстро увеличивает свой валовый внутренний продукт. "В следующие 20 лет в России валовый внутренний продукт на душу населения и доходы на душу населения могут вырасти в 10 раз", - говорит г-н Дерипаска.
Возьмем, к примеру, автостроение - отрасль, имеющую в России огромный потенциал. Если посмотреть на забитые машинами московские улицы, можно подумать, что страна уже достигла максимально возможного уровня количества автомобилей. Но это не так. В посвященном российской автомобильной промышленности докладе компании Ernst & Young, опубликованном прошедшей весной, сообщается, что количество машин на 1000 человек составляет всего 180 штук, по сравнению с 451 штукой в Соединенных Штатах и 552 штуками в Германии. Другими словами, в России, где доходы граждан растут и культура автовладения распространяется за пределы больших городов, имеется большой простор для роста.
Автомобильный рынок России уже переживает всплеск активности. В докладе компании Ernst & Young сообщается, что в 2006 году в стране было продано два миллиона легковых автомобилей, что на 20 процентов больше по сравнению с предыдущим годом. По этим показателям Россия является восьмым рынком в мире и пятым - в Европе. ГАЗ пытается бороться за жизнь, выпуская драндулеты советской эпохи. С помощью компании Magna завод будет модернизирован, будет налажен выпуск новых конкурентоспособных моделей. На рынке автобусов и грузовиков тоже имеется огромный потенциал для роста. И знаете что? "Базовый Элемент" производит и их тоже.
То же самое можно сказать и о самолетах и грузовых вагонах. Добавьте к этому строительство аэропортов, дорог, туннелей, мостов и различных строений - и вы увидите, что работы "Базовому Элементу" хватит на много лет вперед. В довершение ко всему, г-н Дерипаска пытается купить "Русснефть" - одну из последних независимых российских нефтяных компаний. По словам г-на Дерипаски, эта компания ему еще не принадлежит - "большая компания, большие проблемы", говорит он, намекая на беспорядок в налоговой сфере, оставленный бывшим президентом компании. Однако по сообщениям в российских средствах массовой информации, он уже близок к заключению сделки и приобретению компании. В его империи появится еще один бизнес.
Что дальше? В продолжение темы о том, что России нужно все, г-н Дерипаска говорит об огромных потребностях России в электроэнергии, отмечая, что каждый процент роста ВВП требует увеличения поставок электроэнергии на 0,6 процента. Это означает, что нужно строить новые гидро- и атомные электростанции, и "Базовый Элемент" готов принять в этом строительстве участие. В августе компания обратилась в антимонопольную службу России за разрешением на покупку крупнейшего производителя турбин в стране - предприятия "Силовые машины".
Олигархи приобретают и теряют расположение путинских властей с удивительной регулярностью. Хотя подобное может произойти и с г-ном Дерипаской, можно поспорить, что благоприятное отношение к нему будет сохраняться и дальше. Недавно г-н Путин принимал г-на Дерипаску в своей резиденции в Сочи, их встреча была показана по телевидению. Обычно Кремль старается избегать демонстрации хорошего отношения к определенным лицам. Но не в случае с г-ном Дерипаской. Трудно представить, что планы г-на Дерипаски - имеющего таких друзей, как г-н Путин - по расширению империи могут рухнуть.
В свою очередь, г-н Дерипаска убежден, что Россия сможет использовать свой потенциал. "Не забываете, - говорит он с улыбкой, - мы были первыми в космосе. Первыми, а не вторыми".
Немного золота?
В будущем Олег Дерипаска планирует заняться и золотом. Российский магнат дал понять, что проникновение в золотодобывающую индустрию будет осуществлено с помощью канадской горнодобывающей компании.
Глава и владелец "Базового Элемента" сказал, что на золото приходится лишь малая часть его активов, вложенных в полезные ископаемые, но в дальнейшем эта ситуация изменится. "У нас есть несколько хороших людей, которые расширят этот бизнес, - сказал он. - В России есть несколько месторождений, которые нужно разрабатывать".
Г-н Дерипаска знаком с руководителем компании Barrick Gold Питером Мунком и директором компании Kinross Gold Таем Бертом (Tye Burt). "Канадцы хорошо разбираются в золоте", - отметил он. Он не прокомментировал слухи о том, что к расширению горнодобывающего бизнеса будет иметь отношение какая-либо из этих компаний. Однако он признал, что "когда-то давно" Barrick и "Базовый Элемент" пытались купить российскую компанию, занимающуюся драгоценными металлами, судя по всему, "Полиметалл".
Источник, близкий к компании Barrick, сообщил, что попытка купить "Полиметалл" была предпринята в прошлом году. Примерно полтора года назад "Полиметалл" был куплен на негласных торгах Сулейманом Керимовым, российским миллиардером и политиком, чуть было не погибшим в аварии, произошедшей на Французской Ривьере.
После этого "Полиметалл" стал более открытой компанией, его акции торгуются на лондонской и российской биржах. Он является самым крупным в России производителем серебра, третьим производителем золота, и владеет месторождением серебра на Магадане, на Дальнем Востоке России, которое находится неподалеку от принадлежащего Kinross месторождения золота. В прошлом месяце "Полиметалл" согласился купить Kinam Magadan Gold, российскую дочернюю компанию Kinross, за 15 миллионов долларов США плюс отчисления за произведенное золото в будущем.
Детали переговоров с Kinross неизвестны. Эта компания владеет двумя золотыми месторождениями на востоке России. Одно из них, "Магадан", действующее, другое, "Купол", приобретенное ранее в этом году путем покупки компании Bema Gold, находится в разработке, добыча золота на нем начнется в следующем году. Финансирование работ на месторождении "Купол" может быть темой переговоров между Kinross и "Базовым Элементом".
"Базовый Элемент" вкладывает средства в природные ресурсы - он владеет 66-ю процентами алюминиевого гиганта РУСАЛ - а также в промышленность, строительство, финансовые услуги и авиацию. В прошлом году доходы группы составили 18 миллиардов долларов США, имущество группы оценивалось в 23 миллиарда долларов, количество работников составило около 300000 человек.
Горнорудный бизнес "Базового Элемента" состоит в основном из производства молибдена и ферромолибдена. Объем продаж в 2006 году составил всего 234 миллиона долларов США, однако это в два раза больше показателей 2004 года.
По словам г-на Дерипаски, он не заинтересован в покупке действующих компаний за пределами России, что подразумевает, что он не будет вкладывать средства непосредственно в канадскую компанию. Любые иностранные инвестиции и партнерства, как, например, с Magna, осуществляются с целью поддержки деятельности "Базового Элемента" в России - через передачи технологий, управленческого опыта и так далее. "Мы сосредоточены на нашем рынке", - сказал г-н Дерипаска.
___________________________________________________________
Русский "Рокфеллер" бросает взгляд на иностранные технологии ("The Financial Times", Великобритания)
Дерипаска: 'Мне не от чего защищаться' ("The Financial Times", Великобритания)
Таинственный магнат из РУСАЛа ("The Wall Street Journal", США)