Четыре года назад в Грузии в результате демократического движения, получившего название 'революции роз', президент Шеварднадзе был вынужден уйти в отставку, а вместо него президентом стал Саакашвили. Однако, по иронии истории, режим Саакашвили, изначально зародившийся как демократический, сегодня мобилизует полицейские силы для разгона демонстраций протеста и вводит в стране режим чрезвычайного положения. Яркий цвет революции роз полностью вылинял.
Начиная с конца прошлого месяца по столице Грузии городу Тбилиси одна за другой прокатились волны антиправительственных демонстрации. 7 ноября правительство пустило в ход полицейские силы и одновременно объявило чрезвычайное положение.
Силы полиции не удержались от использования слезоточивого газа и водометных машин, так что, даже по сообщениям властей, более 500 человек получили серьезные ранения. Критикующие правительство журналисты подверглись избиениям, в том числе и внутри своих собственных редакций.
Четыре года назад, критикуемый за недемократичность, режим Шеварднадзе не мог себе такое даже и представить!
Чрезвычайное положение, введенное в стране, предусматривает 15-дневный запрет на любое вещание в эфире, кроме государственного телеканала, отмену любых демонстраций и забастовок.
Президент Саакашвили в качестве причины использования государством силы называет поддержку антиправительственного движения со стороны России, вынашивающей планы государственного переворота в Грузии.
Однако, подобные заявления мало что могут прояснить. Наоборот, главные оппозиционные политические силы, задающие тон всему протестному движению в Грузии, постоянно демонстрируют в отношении России свою собственную чрезвычайно критическую позицию.
Не заключается ли основная причина политической нестабильности и хаоса в Грузии не в борьбе новых пророссийски настроенных группировок с антироссийскими, а во внутренних разборках среди самих 'демократических сил' (кавычки автора, — прим. переводчика), пришедших к власти на гребне революции роз?
Что касается причин выхода людей на демонстрации, то их великое множество, в котором не последнюю роль играет недовольство народа экономической политикой, проводившейся четыре последних года.
И США и страны Западной Европы выступили с критикой введения чрезвычайного положения, а МИД Японии выразило в связи с этим свою 'чрезвычайную озабоченность'.
Когда президент Грузии Саакашвили посещал Японию в марте этого года и встречался с тогдашним премьер-министром нашей страны С.Абэ, речь шла о двустороннем партнерстве на основе того, что обе страны признают его основополагающие ценности.
Грузия называлась в качестве важного партнера евроазиатской стратегии 'дуги свободы и процветания', которую проводит японский МИД. Даже в этом контексте нельзя не сожалеть об использовании государственной силы.
Президент Грузии Саакашвили под воздействием критики, в том числе и со стороны США с Западной Европой, пообещал в кратчайшие сроки отменить чрезвычайное положение и провести в стране президентские выборы уже в январе будущего года. Хотелось бы считать это движением в правильном направлении. Теперь нужно продолжить усилия по скорейшей нормализации положения в Грузии.
Перевод: Сергей Коцюба
____________________________________________________
Грузинский прыжок в прошлое ("The Washington Post", США)
Михаил Саакашвили: Волк в овечьей шкуре ("Postimees", Эстония)