Для большей части 'остальных стран' недавние события в Тбилиси, на краю бывшего советского света, наверняка попали в категорию 'опять что-то творится в этой. . . как ее. . .'. В общем, грузинская оппозиция вышла на крупную акцию протеста, президенту это не понравилось, он выдвинул на улицы полицию, она кое-кого разогнала, кое-кого побила и закрыла какой-то телеканал. Ну, и так далее.
Однако не так прост оказался владелец закрытого телеканала. Это не тот голос, на который можно не обращать внимания. Как же получилось, что в самом центре этих далеких событий оказался не кто иной, как Руперт Мердок (Rupert Murdoch)?
Оказывается, постоянно растущая медиаимперия Мердока в прошлом году взяла под свое управление самый популярный телеканал Грузии. Как раз в тот момент вокруг телеканала начали накаляться страсти: его подозревали в поддержке противников президента Михаила Саакашвили, утверждающих, что он вовсе не такой демократ, каким хочет казаться.
И когда президент, обвинив телеканал в подготовке государственного переворота, наложил печати на его двери, Мердок оказался в самом центре запутаннейшего клубка альянсов, уже давно опутавших всю страну: его компания News Corporation оказалась в лагере противников президента Грузии, большого друга больших и старых друзей самого Мердока, заседающих в Белом доме. Что, конечно же, чревато последствиями в другой, более значительной, игре - соревновании на Кавказе между Соединенными Штатами и Россией.
Мердок подверг Саакашвили публичной анафеме, а между тем Администрация считает президента Грузии представителем нового поколения демократически ориентированных лидеров бывших республик Советского Союза. Еще до Мердока Саакашвили жестоко критиковали внутри страны за попытки концентрации власти в собственных руках. А 7 ноября, когда он ввел в Грузии чрезвычайное положение и закрыл телеканал News Corporation, обвалился и его рейтинг за рубежом.
Чрезвычайное положение было отменено только в пятницу, и то под сильным давлением Вашингтона. Вещательная лицензия мердоковского телеканала до сих пор не восстановлена. Тем не менее, Саакашвили остался тверд в своей убежденности, что влияние России на Кавказе должно не увеличиваться, а уменьшаться, и что наиболее важный его приоритет - продолжение тесного сотрудничества с Соединенными Штатами. В этой связи сражение против Саакашвили, начатое News Corporation, в какой-то мере может стать движущей силой событий, которые сыграют на руку президенту России Владимиру Путину, осторожно набирающему силу на Кавказе.
Когда-то здесь безраздельно правила Москва, но затем усилилось влияние Америки. Один из множества геополитических расчетов Америки включал прокладку нефтепровода из Каспийского бассейна в Турцию, по которому через территорию Грузии можно выкачивать нефть на турецкий и европейский рынок в обход российских трубопроводов.
Россию личность Саакашвили, как и однозначное предпочтение, которое он оказывает Вашингтону перед Москвой, раздражает настолько, что она постоянно подогревает мятежные настроения в двух сепаратистских районах на грузино-российской границе и ограничила торговлю с Грузией. В свою очередь, российские шпионы - всегда первый пункт в разговорах Саакашвили, когда речь заходит о его неудачах. Он даже говорил, что принадлежащий News Corporation телеканал 'Имеди' - это на самом деле инструмент Кремля.
'Имеди' - по-грузински 'надежда' - канал развлекательно-новостного характера и не считает себя оппозиционным, тем более отрицая наличие каких-либо связей с русскими. По словам его менеджеров, они неоднократно приглашали на свои передачи членов правительства, но каждый раз предложения с негодованием отвергались.
Помощники грузинского лидера утверждают, что бывший партнер News Corporation в покупке канала, самый богатый человек Грузии Бадри Патаркацишвили (не испытывающий, кстати, никаких дружеских чувств по отношению к Владимиру Путину), все больше и больше отдаляется от Саакашвили и заявляет о готовности баллотироваться против него на президентских выборах.
Когда в Грузии разгорелись все эти скандалы, а президент пошел на недемократические действия, для Соединенных Штатов настало нелегкое время. Стремясь как-то заставить Саакашвили, оппозиционных политиков, News Corporation и 'Имеди' примириться и снизить накал взаимных обвинений, американские дипломаты долго метались между кнутом и пряником. Высокопоставленный чиновник из Госдепартамента Мэтью Брайза (Matthew J. Bryza), приехавший в Грузию на прошлой неделе просить Саакашвили об отмене чрезвычайного положения, выразил надежду на то, что вещание 'Имеди' вскоре возобновится, поскольку у News Corporation достаточно возможностей, чтобы быстро восполнить ущерб, нанесенный каналу штурмовавшими его солдатами.
- Американский партнер ['Имеди'] - один из самых великих людей всех времен в медиа, - сказал Брайза о Мердоке. - Он знает, как добиваться того, что ему нужно.
И все же, поскольку мы на Кавказе, не надо думать, что на Мердоке свет клином сошелся. Помните, мы назвали местные отношения 'запутанным клубком'? Смотрите, что это значит:
Основатель 'Имеди' Патаркацишвили сначала отдал телеканал под управление News Corporation на год, а месяц назад просто продал компанию Мердоку. Однако не надо при этом думать, что Патаркацишвили друг Кремля, только потому, что он противник Саакашвили. Патаркацишвили близок к бежавшему из России олигарху Борису Березовскому, заклятому врагу Владимира Путина. Как и Березовский, в России Патаркацишвили находится в уголовном розыске.
Пока что Патаркацишвили остается в стороне, а телеканал ведет за свою лицензию чисто юридическую борьбу. Генеральный директор канала Бидзина Бараташвили заявил, что, когда вещание начнется снова, симпатии общественности 'Имеди' обеспечены.
- Ну думаю, что это так, - ответил он на вопрос, раздражена ли News Corporation закрытием станции. - В компании работают умные люди, а с точки зрения бизнеса это очень хороший шаг: ведь когда мы вернемся в эфир, канал будет в два раза популярнее, чем был.
_________________________________________
"Ты совершил большую ошибку, Миша" ("Telegraf", Латвия)
Говорит и показывает Тбилиси... ("Украинская правда", Украина)
Грузии нужны радикальные экономические реформы ("The Wall Street Journal", США)