Не успел Михаил Саакашвили отменить чрезвычайное положение в стране, как устроил новый сюрприз - отправил в отставку премьер-министра Зураба Ногаидели и все его правительство. Ладо Гургенидзе, 37-летний банкир, должен стать преемником г-на Ногаидели. Менее чем за два месяца до президентских выборов, назначенных на 5 января, президент Саакашвили пообещал оппозиции, что она сможет проводить предвыборную кампанию и будет иметь доступ к СМИ.
- Возможно ли еще большее обострение нынешней напряженности в отношениях между Грузией и Россией?
- Факты внушают тревогу. На этой неделе русские отправили военное подкрепление в Абхазию, и это не миротворческие силы, а спецподразделения Министерства обороны, вооруженные артиллерией и БТР. Если это начало развертывания военных сил, то я положительно отвечу на Ваш вопрос: да, мы вступаем в очень непростой период. Но мы надеемся, что это не так. Если Россия решит признать независимость Абхазии, выбора у Грузии практически не останется. Не вызывает сомнений, что подобное решение будет иметь негативные последствия для всего региона, в том числе и Северного Кавказа. Признать Абхазию - все равно, что открыть ящик Пандоры, последствия будут губительны для всех, для Грузии, но также и для России.
- Как можно интерпретировать это направление подкреплений в Абхазию?
- Данный шаг делается в особенно деликатный момент. Создается впечатление, что Москва считает Грузию уязвимой, полагает, что недавние события в Тбилиси ослабили поддержку, которой Грузия пользовалась извне. Опасность заключается в том, что русские могут счесть настоящий момент благоприятным для односторонних действий, поддадутся искушению воспользоваться нынешним предвыборным периодом и начнут действовать неосмотрительно. Если это действительно так, впереди нас ждет опасный сценарий.
- Можно ли говорить о том, что после высылки троих российских дипломатов имел место дипломатический кризис?
- У нас есть доказательства, свидетельствующие, что ряд членов грузинской оппозиции имели контакты с российскими разведслужбами. Сложно сказать, является ли факт этих контактов достаточным для возбуждения судебного дела, но они однозначно свидетельствуют о том, что Россия вмешивается по внутренние дела Грузии.
Проблема в том, что мы не можем в данный момент говорить о кризисе, поскольку отношения между нашими странами в последние годы хорошими не были. Россия оказывает на Грузию отрицательное влияние в трех сферах: в области нашего суверенитета, вмешиваясь в внутриполитические дела Грузии; в отношении нашей территориальной целостности, оказывая поддержку Абхазии и Южной Осетии; в плане нашего права на свободу выбора, противясь желанию Грузии вступить в НАТО.
По-моему, в Западной Европе начинают понимать истинную природу российского режима. Грузия в некотором роде играет здесь роль антенны, и отрицательные сигналы, которые мы получаем из России, вскоре начинают проявляться и в других регионах. Россия в течение долгого времени была двуликой: одно ее лицо обращено к Западу, а другое - к бывшим советским республикам. Сегодня эти два лица начинают сливаться в одно.
- Действительно ли необходимо было вводить на прошлой неделе чрезвычайное положение?
- Мы были вынуждены принять меры предосторожности для защиты наших граждан от насильственных действий. В пятницу чрезвычайное положение было отменено. Теперь мы должны обеспечить наилучшие условия для проведения предвыборной кампании.
Нам нужно сильное волеизъявление народа, чтобы мы могли продолжить свою программу реформ, а, следовательно, результаты президентских выборов должны быть неопровержимыми. На нас лежит ответственность за то, чтобы не дать повториться трагедиям прошлого. Принятые нами меры были направлены не против демократии в Грузии, а, напротив, имели целью ее сохранение.
___________________________
Хватит Западу 'назначать проигравших' ("The International Herald Tribune", США)
Свалить вину на Россию ("The Guardian", Великобритания)
Увядшие розы Тбилиси ("Le Monde", Франция)
Американцы поощряют худшие наклонности Саакашвили ("The National Interest", США)