Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Представитель ЕС до сих пор правит Боснией, словно собственным княжеством

Политический кризис в Боснии - результат не действий России или Сербии, а вмешательства ЕС

Представитель ЕС до сих пор правит Боснией, словно собственным княжеством picture
Представитель ЕС до сих пор правит Боснией, словно собственным княжеством picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Правительство Сербии наравне со всеми подписывало Дейтонское соглашение и имеет полное право выступать против одностороннего навязывания поправок к нему. Правительство России тоже имеет такое право. Ни о каком заговоре с целью создать проблемы для Европейского Союза нет и речи; к сожалению, когда надо на ровном месте создать кризис, представители ЕС в Боснии явно не нуждаются в помощниках

В своей статье 'Кошмар Боснии возвращается к ЕС' от 13 ноября Саймон Тисдолл (Simon Tisdall) говорит, что Сербия и Россия намеренно создают в Боснии кризис, чтобы за счет этого усилить свои позиции в напряженных переговорах по будущему Косово. Если верить Тисдоллу, то Белград 'открыл новый опасный фронт' в косовском вопросе и 'открыто поддерживает' сербов, возмущающих спокойствие Боснии. Более того, он намекает, что на самом деле за всем этим стоит Россия.

На самом же деле политический кризис в Боснии является скорее результатом махинаций иностранных государств, а не действий сербов и русских. Постоянные уличные протесты, уход в отставку премьер-министра Николы Спирича (Nikola Spiric) и угроза со стороны других членов кабинета также сложить с себя полномочия - не что иное, как ответ на самодурство и высокомерие ЕС и лично верховного представителя международного сообщества Мирослава Лайчака (Miroslav Lajcak).

В октябре я в соавторстве с послом Великобритании Мэтью Райкрофтом (Matthew Rycroft) подготовил доклад для боснийского парламента о продвижении переговоров о вступлении Боснии в ЕС и могу сказать, что реакция парламентариев была однозначной: они крайне недовольны отсутствием независимости выборных представителей народа и отсутствием уважения к ним со стороны международного сообщества. С подписания Дейтонского соглашения, вроде бы положившего конец боснийскому конфликту, прошло уже 12 лет, но верховный представитель до сих пор правит Боснией, словно собственным феодальным княжеством. За ним до сих пор сохраняется право собственной волей вводить законы и отрешать политиков даже от выборных должностей, причем какого-либо механизма обжалования этих решений не предусмотрено.

Тисдолл просто утверждает, что Лайчак 'публично выразил несогласие с лидерами боснийских сербов относительно предлагаемых реформ'. Тисдолл пишет, что сербские и российские политические лидеры кричат о возможности дестабилизации Боснии вследствие действий международного сообщества и о том, что 'верховный представитель рискует превысить свои полномочия' - причем пишет так, что сразу становится понятно: по его мнению, это все неправда.

В реальности же конституционный кризис возник после того, как Лайчак попытался навязать Боснии коренные изменения ее государственных институтов. Фактически речь зашла о радикальной смене структуры, прописанной в Дейтонском соглашении, без каких-либо консультаций с политиками или общественностью. Если бы эти новые меры вступили в силу, то получалось бы, что решения, принятые государственными органами, не требовали бы больше поддержки со стороны всех трех этнических общин, составляющих Боснию - мусульман, хорватов и сербов. Иными словами, государство получало бы возможность больше не учитывать мнение представителей Республики Сербской.

Между тем самим верховным представителем эти изменения преподносились как пустая бюрократическая формальность, чисто административная мера, вводимая ради 'повышения качества государственного управления' в этом крошечном государстве. При этом озабоченность, высказанная боснийскими сербами, была осуждена как 'сверхэмоциональная, безответственная и недостаточно разумная'.

Поэтому критика, которой подвергся Лайчак за свой авторитаризм - исходящая как из самой Боснии, так и из-за ее пределов, - совершенно законна и оправданна. Правительство Сербии наравне со всеми подписывало Дейтонское соглашение и имеет полное право выступать против одностороннего навязывания поправок к нему. Правительство России тоже имеет такое право. Ни о каком заговоре с целью создать проблемы для Европейского Союза нет и речи; к сожалению, когда надо на ровном месте создать кризис, представители ЕС в Боснии явно не нуждаются в помощниках.

Дэвид Чандлер - преподаватель международных отношений в Вестминстерском университете (Westminster University), главный редактор журнала 'Вмешательство и государственное строительство' (Journal of Intervention and Statebuilding). Его последняя книга - 'Империя, закрывшая глаза: политика государственного строительства' (Empire in Denial: The Politics of Statebuilding)

___________________________________________________________

Ползком к независимости ("The Guardian", Великобритания)

Мы рискуем, сами того не зная, набрести на очередную войну на Балканах ("The Observer", Великобритания)