Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Глобальное распространение демократии приостановлено

'Идет новая 'холодная война'. Не Востока против Запада, а демократии против недемократии'

Глобальное распространение демократии приостановлено picture
Глобальное распространение демократии приостановлено picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В последние годы рост демократии и политической свободы замедлился. В ряде стран - например, в Венесуэле и ряде бывших советских республик - даже пошел обратный процесс. И впервые после расцвета коммунизма демократии противостоит идеология, представляющая себя альтернативой. Нефтедоллары позволяют таким авторитарным лидерам, как Владимир Путин и Уго Чавес, оспаривать важность сдерживания исполнительной власти, верховенства закона и свободы СМИ

Путин и Чавес используют нефтедоллары для создания альтернативных моделей, а лидеры других стран просто возвращаются к старому

Вашингтон - Распространение демократии является одной из определяющих геополитических тенденций последних 25 лет. В 1975 г. власти 30 стран избирались всенародно. К 2005 г. эта цифра взлетела до 119.

Но в последние годы рост демократии и политической свободы замедлился. В ряде стран - например, в Венесуэле и ряде бывших советских республик - даже пошел обратный процесс.

И впервые после расцвета коммунизма демократии противостоит идеология, представляющая себя альтернативой. Нефтедоллары позволяют таким авторитарным лидерам, как Владимир Путин и Уго Чавес, оспаривать важность сдерживания исполнительной власти, верховенства закона и свободы СМИ.

'Они пытаются переформулировать демократию и упростить ее до абсурда', - говорит Томас Мелиа (Thomas Melia), заместитель исполнительного директора организации Freedom House, занимающейся продвижением демократии и оценкой деятельности правительств стран мира.

Вначале сообщим хорошую новость. Те дни, когда Соединенные Штаты и Советский Союз вели непримиримую, как казалось, борьбу за идеологическую судьбу мира, давно прошли. После краха советского коммунизма как конкурентной альтернативы представительной власти всенародные выборы стали нормой во многих странах мира.

Возможно, будущие историки назовут это эпохой триумфа демократии.

'В последнюю четверть ХХ века эта форма правления пережила взлет. Ограниченная некогда горсткой богатых стран, она за короткий период стала самой популярной политической системой в мире, - пишет Майкл Мэнделбаум (Michael Mandelbaum), профессор Школы фундаментальных международных исследований Университета имени Джонса Хопкинса, в последнем номере журнала Foreign Affairs.

Демократия, как мы понимаем ее сегодня, - это, по сути, сплав двух вещей, - отмечает Мэнделбаум: народного суверенитета (то есть системы выборов) и индивидуальной свободы. Провести национальный референдум несложно, но укоренить политическую свободу гораздо труднее, потому что для этого нужны законы, полиция, законодательные органы и другие институциональные составляющие.

В своем последнем ежегодном исследовании Freedom House называет 90 стран мира полностью свободными - это значит, что они представляют собой демократии с укорененными свободами. Пятьдесят восемь стран, по оценке Freedom House, являются частично свободными, а 45 - несвободными.

За десять лет доля стран, оцениваемых как 'свободные', не возросла. А в Азии, на Ближнем Востоке, в Африке и на территории бывшего Советского Союза некогда многообещающая демократическая трансформация оказалась непрочной.

'Идущий процесс стагнации демократии является довольно долгосрочным... и сегодня до нас мало-помалу доходят плохие новости', - говорит Томас Карузерс (Thomas Carothers), вице-президент Фонда Карнеги за международный мир, возглавляющий отдел исследований, международной политики и систем правления.

Президент Пакистана Первез Мушарраф начал освобождать из тюрем тысячи своих противников, но введение чрезвычайного положения возмутило оппозиционных адвокатов, и политический котел страны закипел.

Президент Венесуэлы Уго Чавес, избранный в 2000 г. на шесть лет голосами 60 процентов избирателей, проталкивает конституционный референдум, который, помимо прочего, позволит ему переизбираться неограниченное число раз.

Президент Грузии Михаил Саакашвили подвергся мощной критике со стороны Запада за введение 7 ноября чрезвычайного положения после жестокого разгона полицией демонстрации протеста. Протесты были вызваны обвинениями правительственных чиновников в коррумпированности и возможной причастности к заговору с целью убийства.

По мнению экспертов, за этими плохими новостями стоит ряд факторов. Один из них - то, что волна демократии, распространившаяся после падения Берлинской стены, прошла свой естественный путь. Страны, готовые к политическим изменениям, пережили их, и стараются теперь закрепить свои успехи.

Еще одна проблема заключается в том, что в некоторых странах граждане столкнулись с тем, что представляется им слабостями демократии. Они получили право голоса, но по-прежнему не удовлетворены своей судьбой.

'Для демократии настали трудные времена', - заявил Вин Уэбер (Vin Weber), председатель Национального фонда в поддержку демократии (National Endowment for Democracy) 12 сентября на семинаре в фонде Карнеги.

Высокая цена на нефть не улучшает положение. Такие недемократические, но богатые нефтью страны, как Венесуэла, Казахстан, Иран, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Ангола могут пользоваться поступающими в их казну средствами, чтобы задабривать граждан и помогать соседям.

'Она дает им готовые деньги, и они идут и распространяют свой стиль ведения политики', - говорит Карузерс.

Кроме того, шокирующие сообщения о прослушивании без санкции суда, пытках и других спорных моментах, связанных с Ираком и войной против террора, не способствовали улучшению образа США за рубежом. Это вооружает антидемократов, стремящихся дискредитировать американский стиль правления.

Наконец, есть примеры России и Китая. У обеих стран хорошие экономические показатели, хотя и по разным причинам. Обе представляют себя остальному миру в качестве альтернативы 'западному хаосу'.

'Нарратив, которым пользуется Путин, чтобы объяснить свои действия народу, заключается в том, что он принес в Россию порядок после хаоса, навязанному ей Америкой после краха Советского Союза', - говорит Томас Мелиа из Freedom House.

По мнению американских экспертов, Путин, как и президент Венесуэлы Чавес и чиновники Палестинской автономии, представляющие движение ХАМАС, поддерживают наименее обеспеченные слои населения - так, как, по-видимому, не умеет демократия.

И хотя еще, возможно, рано говорить об Авторитарной Оси, Венесуэла, Иран, Россия, Китай и другие страны на всевозможных международных форумах настойчиво подчеркивают то, что они считают своими преимуществами.

'В последние полтора года авторитарные режимы действуют все более слаженно, а демократии приходят в смятение', - говорит Мелиа.

Европа и свободные страны Латинской и Центральной Америки должны понять, что это реальная проблема и вместе с США противостоять этой пропаганде, - подчеркивает Мелиа.

'Идет новая 'холодная война', - считает он. - Не Востока против Запада, а демократии против недемократии'.

Питер Грир - штатный корреспондент Christian Science Monitor

_______________________________________

Опасности петрократии ("The New York Times Magazine", США)

Нефть и демократия несовместимы ("Valstybe", Литва)