Двадцать пять с половиной тысяч - столько миль скоростных шоссейных дорог построено в Китае с 1988 года. Такая же статистика по России показывает цифру всего в несколько сотен. Если в Китае уже выполнена беспрецедентная в истории программа строительства всего и вся, то Россия, несмотря на то, что получает миллиарды долларов от торговли нефтью, пока не сделала для улучшения инфраструктуры практически ничего. И вот Кремль начинает претворять в жизнь амбициозный план строительства шоссе, железных дорог и аэропортов 21-го века.
- Настоящая дорога в будущее России - это современная транспортная инфраструктура, - заявил президент Владимир Путин 13 ноября, посетив строительство шоссе в сибирском городе Красноярске.
Москва не планирует экономить на государственных затратах, но хочет, чтобы за модернизацию дорог платил и частный капитал. С этой целью государственные железные дороги, а также несколько морских и воздушных портов планируют разместить на открытом рынке свои акции; также государство приглашает отечественные и иностранные компании строить и эксплуатировать платные шоссе в обмен на право собирать плату за проезд. По этому плану, к 2015 году в России предусматривается постройка 39 тысяч миль новых шоссейных и 5300 железных дорог. В общем и целом в течение ближайших десяти лет в инфраструктуру планируется вложить триллион долларов, причем до 80 процентов финансирования должно быть привлечено из частных источников.
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Первая частная скоростная дорога - проект под названием 'Северо-Западный скоростной диаметр' около Санкт-Петербурга. В начале следующего года местные власти должны выбрать в качестве подрядчика одну из четырех международных компаний, подавших заявки на право строить восьмиполосную 28-мильную трассу, которая к 2015 году соединит город через уже существующие шоссе с Москвой и Хельсинки. Среди участников трехмиллиардного тендера - оператор французских шоссе Bouygues, инженерный гигант Bechtel из Сан-Франциско и немецкий Deutsche Bank. Консорциуму, который победит в тендере, отдадут дорогу в эксплуатацию сроком на 30 лет. За проезд планируется брать пошлину от 1,6 доллара с машины.
И это только начало. В проекте уже продолжение скоростной трассы от Москвы на запад до белорусской столицы Минска, вторая дорога на север до Санкт-Петербурга и еще одна на юг - до Краснодара, откуда уже недалеко и до черноморского курорта Сочи, где пройдут Зимние Олимпийские игры 2014 года. Двадцатого ноября главный оператор платных дорог в Португалии компания Brisa объявила о создании совместного предприятия с российским 'Газпромом', которое будет подавать заявки на строительство минской и петербургской трасс. Если учитывать волатильность финансовых рынков, то подобные проекты даже выгоднее для инвесторов, чем игра на бирже, утверждает глава московского аналитического отдела Ernst & Young Евгений Трусов.
- Инвестиционное сообщество видит здесь хорошие возможности, - считает он. - Это крупный рынок.
Российские дороги будут не обязательно на сто процентов частными. В 2005 году в России был принят закон о концессиях, в рамках которого стало возможно создание частно-государственных платных скоростных трасс, хотя юристы предупреждают: конфликты вследствие разнотолкований законодательства в будущем неизбежны. Кроме того, для России частные дороги - совершенно новое явление, и пока непонятно, сколько российские автовладельцы будут готовы платить за проезд. Плюс к этому, ожидаемый инвестиционный бум может многократно повысить стоимость строительства, то есть соответственно снизить доходность самих инвестиций. Уже сегодня цемент в России дороже, чем в любой из стран Европы; только за последний год из-за бума в жилищном строительстве цены на него выросли вдвое. И, конечно, как всегда, когда на кону много денег, возникают вопросы о том, как не дать их разворовать.
Но капитанов российского бизнеса все эти опасности не пугают. В этом году 'Базовый элемент', конгломерат магната-металлурга Олега Дерипаски, стремясь поучаствовать в гонке за строительство инфраструктуры, купил за 2 миллиарда долларов доли в австрийской и германской строительных компаниях. По словам руководителя отдела инфраструктурных инвестиций 'Базового элемента' Л. Дж. Мэхона (L.J. Mahon), на сегодняшний день компания занимается изучением проектов общей стоимостью 35 миллиардов.
- В течение ближайших пяти-десяти лет здесь будет столько же возможностей [для инвестирования], сколько и в любой стране мира.
Два года назад татарстанская нефтяная компания 'СМП-Нефтегаз' решила вложить 77 миллионов долларов в строительство 89-мильной скоростной трассы у себя в регионе. Это решение было принято после того, как в автокатастрофе на опасном участке дороги погибло четверо ее сотрудников.
- Все говорят, что Китай - бедная страна, но ведь там десятки тысяч километров платных дорог, - говорит президент компании Фоат Комаров. - Почему бы им не быть и в России?
____________________________________________
Головоломка госинвестиций ("Business Standard", Индия)
Авангард промышленности ("The Financial Times", Великобритания)
Этот олигарх никуда не уедет ("The Globe And Mail", Канада)
Ядерный ренессанс в России? ("Forbes", США)