Текст публикуется с любезного разрешения редакции 'Project Syndicate'
Иосиф Сталин однажды продемонстрировал свое неверие в важность 'мягкой силы' вопросом: 'Какова численность папской армии?'. Сегодня многие мнимые реалисты считают, что ООН бессильна, и утверждают, что на нее можно не обращать внимание. Они ошибаются.
Сила - это способность оказывать влияние на других, чтобы получить желаемые результаты. Жесткая сила действует путем вознаграждения и принуждения (метод кнута и пряника), тогда как мягкая сила - путем притяжения и кооптирования. При отсутствии собственных вооруженных сил и относительно небольшом бюджете, жесткая сила ООН равняется жесткой силе, предоставляемой ей странами-членами. ООН была создана в 1945 году для того, чтобы служить странам-членам, и статья 2.7 ее устава защищает их суверенную юрисдикцию.
После того, как Лига Наций не смогла выполнить возложенной на нее роли в 1930-х годах, структура ООН предусматривает наличие постоянных членов Совета Безопасности, которые должны выполнять функцию полицейских, обеспечивающих коллективную безопасность. Когда великие державы достигали согласия, ООН обладала значительной жесткой силой, как видно на примере Корейской войны и первой войны в Персидском Заливе. Но такие случаи были скорее исключением. Во время 'холодной войны' Совет был разделен. Как сказал один эксперт, право вето постоянного члена должно было выполнять функцию предохранителя в электрической системе: пусть лучше потухнет свет, чем сгорит весь дом.
Несмотря на эти ограничения, ООН обладает значительной мягкой силой, происходящей из ее способности легитимизировать действия государства, особенно в случае использования силы. Абсолютного мира не бывает, как не бывает и абсолютной войны. Например, ООН не могла предотвратить вторжение в Ирак в 2003 году, но отсутствие санкции с ее стороны значительно увеличило стоимость этой операции для американского и британского правительства.
Некоторые американские лидеры затем попытались делегитимизировать ООН и призвали к созданию альтернативного союза демократических государств. Но они упустили из виду главное: политика в отношении Ирака разделила союзные демократические государства, и из-за своего универсального состава ООН осталась важным источником легитимности в глазах большинства стран мира.
Самый большой ущерб собственной легитимности ООН нанесла себе сама. Например, в последние годы внутренняя блоковая политика среди стран-членов привела к созданию Совета по правам человека, не заинтересованного ни в установлении справедливых процедур, ни в защите прав человека. Точно также, неэффективность в административных вопросах привела к плохой организации и выполнению таких высококлассных программ, как, например, 'нефть в обмен на продовольствие'.
Должность Генерального секретаря ООН несет в себе мало жесткой силы, но некоторые люди добились значительных результатов на этом посту, используя свои ресурсы мягкой силы для направления жесткой силы правительств в желаемое русло. Например, Даг Хаммаршельд использовал Суэцкий кризис, разразившийся после вторжения Великобритании и Франции в Египет в 1956 году, для того, чтобы убедить правительства создать миротворческие силы - институт, не упоминавшийся в оригинальном уставе ООН. После того, как ООН не смогла предотвратить геноцид и этнические чистки в Руанде и Косово в 1990-х годах, Кофи Аннан работал вмести с другими над тем, как убедить правительства взять на себя новую ответственность по защите народов, находящихся в опасности.
Но возможности для такого новаторства не безграничны. После израильско-ливанской войны 2006 года государства еще раз обратились к миротворцам ООН, как и в случае проблем в Конго и Дарфуре. Но, в то время как больше 100 тысяч солдат и офицеров из разных стран служат сегодня в миротворческих силах ООН во всем мире, страны-члены не предоставляют им адекватных ресурсов, подготовки и оборудования. Более того, правительства нашли способ задерживать эффективные международные операции, как это произошло в Судане. Остается только надеяться, что Китай, обеспокоенный тем, что торговля нефтью с Суданом может поставить под угрозу Олимпийские Игры 2008 года, решит оказать большее давления.
Точно также, тогда как Генеральная Ассамблея, возможно, и согласилась с тем, что государства несут 'ответственность по защите', многие страны-члены выразили свое согласие только в очень ограниченном смысле. Многие развивающиеся страны, в частности, стараются сохранить свой суверенитет и опасаются, что новый принцип может позволить другим посягнуть на него. Например, после недавних расправ с протестующими в Мьянме (Бирма), Генеральный секретарь смог послать представителя ООН в страну, но с полномочиями, ограниченными докладами и попытками посредничества. Этого может быть достаточно для того, чтобы оказать влияние на некоторые правительства, но бирманская хунта изгнала представителя ООН из страны после того, как он предупредил об 'ухудшающемся гуманитарном положении'.
ООН обладает значительной силой - как жесткой, так и мягкой - когда государства достигают согласия в вопросах стратегии в рамках седьмой главы устава ООН. Она обладает умеренной, но полезной мягкой силой, когда великие державы не сходятся во мнениях, но готовы уступить по ходу действий. И она практически не обладает никакой силой, когда великие державы выступают против каких-то действий или же репрессивные правительства стран-членов игнорируют новую 'ответственность защищать'. В таких случаях нет смысла винить ООН. Мягкая сила - реальна, но она имеет границы. И виновата здесь не ООН, а отсутствие согласия между странами-членами.
__________________________________
Джозеф С. Най - заслуженный профессор Гарвардского университета и автор книги 'Мягкая сила: средства для достижения успеха в мировой политике'.
__________________________________
Copyright: Project Syndicate, 2007.
Перевод с английского - Евгения Унанянц
__________________________________
Ставлю на Америку ("The Washington Post", США)
Америка теряет веру в империализм ("The Financial Times", Великобритания)