В то время как всеобщее внимание приковано к потеплению в отношениях с США и раскрученному соревнованию с Китаем, многие наблюдатели предпочли не замечать того, что в русско-индийских отношениях наступило такое похолодание, что буквально выпал первый снег. Однако риторика министерства иностранных дел об "исторических связях" и "стратегическом партнерстве, которое выдержало испытание временем" не сможет прикрыть разрастающиеся трещины, возникающие из-за того, что, как оказалось, возрождающаяся Индия и воскресшая Россия развиваются в совершенно разных направлениях. Все еще тлевшие угольки в отношениях уже превратились в пепел, и дальше может стать еще хуже.
Политики двух стран теперь шагают в разные стороны. В то время как Нью-Дели кружится в танце с Вашингтоном, в Москве заняли более жесткую политику по отношению к Западу. Трехсторонняя индо-китайско-российская говорильня - бесполезная повязка на глубокой резаной ране, потому что Россия мало чего всерьез ждет от Китая или Индии. Российское министерство иностранных дел постоянно жалуется, что азиатские гиганты только на словах поддерживают многополярность и особую роль ООН, в действительности союзничая с США ради достижения краткосрочных выгод вроде снятия санкций, получения преференций в торговых отношениях и упрощения визового режима.
Видные эксперты по внешней политике в Москве с сожалением констатируют "инертность внешнеполитического мышления потенциальных союзников России... включая Китай и Индию". Российские реалисты, задающие сейчас внешнеполитический курс страны, прекрасно понимают, что даже несмотря на недавно приобретенное углеводородное богатство, страна не может соревноваться с США в борьбе за Китай и Индию. Поэтому Москва, заключают аналитики, поступит разумнее, если сосредоточится на собственном заднем дворе - республиках Центральной Азии и Кавказа, ранее входивших в Советский Союз.
Если изменения в политической динамике являются невидимой глазу внутренней причиной похолодания, то его наиболее наглядным внешним симптомом можно считать полный обвал во взаимоотношениях по вопросу вооружений. Россия больше не хочет продавать вооружение себе в убыток, а правительство в Нью-Дели никак не может смириться с новым полностью коммерческим подходом Москвы к продажам оружия в Индию. Досада Нью-Дели в связи с настойчивыми требованиями Москвы пересмотреть цену на авианосец 'Адмирал Горшков' и истребители Су-30 стала знаком начала других отношений.
Раздражение индийского правительства частично основано на воспоминаниях о том, что индийские закупки вооружений на протяжении пятнадцати лет финансировали российскую оборонную промышленность, после того как Советский Союз обанкротился и распался, оставив после себя полунищую Россию. В то время как три четверти знаменитых российских конструкторских бюро задыхались от недостатка финансирования, а около миллиона ученых, работавших в оборонке, оказались выброшенными на улицу, Индия снабжала российскую оборонную промышленность деньгами, размещая заказы на военные корабли, истребители, ракеты и авиационную технику, которые поддерживали жизнь на российских заводах. То что Россия теперь хочет пересмотреть цены, о которых договорились тогда, воспринимается в Дели не только как нарушение контракта, но и как предательство.
Однако значение Индии для российской оборонной промышленности уменьшилось не только из-за нахлынувших в Россию нефтедолларов, благодаря которым Россия теперь и сама может делать большие заказы на перевооружение собственной армии. Помимо этого целая группа новых покупателей, выстроившихся в очередь за российским вооружением, сделала Россию менее зависимой от индийских закупок. Сначала по количеству закупок оружия у Москвы Индию опередил Китай, а в 2006-2007 годах группа более мелких государств сбросила и его с пьедестала. Среди контрактов на продажу вооружений, которые подписала Россия в 2006-2007 годах на общую сумму в 14 миллиардов долларов, самый крупный был заключен с Алжиром: 7,5 миллиардов долларов за широкий ассортимент оборонных систем. Венесуэла сделала заказ на 3 миллиарда, а государства Малайзия, Индонезия и Вьетнам заказали вооружений на сумму больше чем по миллиарду долларов каждое. Российские стратеги ликуют: им удалось вырваться из "китайско-индийской изоляции в продаже оружия".
В то же время Индия по-прежнему зависит от российского оружия в силу нескольких причин. Так как 70% индийской армии оснащено российским вооружением, переключение на другого поставщика повлечет дополнительные расходы из-за несовместимости некоторых вооружений. Еще одна причина заключается в том, что Россия по-прежнему остается единственным партнером, который готов предоставить Индии такие высокотехнологичные системы как атомные подводные лодки и стратегические бомбардировщики, или, например, совместно разрабатывать технологии для армии будущего. Наконец, учитывая раскол в индийской политике, Россия в политическом отношении остается приемлемым поставщиком. Новый лучший друг - Америка - дала понять, что намеренна продать Индии один из своих передовых атомных авианосцев Kitty Hawk. Но стоит лишь вспомнить о том шуме, который подняли индийские левые партии, когда Kitty Hawk заплыл в Бенгальский залив на учения в сентябре, чтобы понять, что индийские коммунисты будут так же ожесточенно противиться покупке Kitty Hawk, как они сопротивляются заключению соглашения по атомному проекту с США.
Теперь, когда политическая логика и взаимоотношения по вопросу вооружений вошли в новую стадию, Россия и Индия больше не могут рассчитывать на то, что коммерческие отношения будут только скреплять их дружбу. Двусторонняя торговля в действительности падает, в 1991 году ее объем составлял всего лишь 5.2 миллиарда долларов, а сейчас еще вдвое меньше - 2.5 миллиардов. Остается надеяться только на связывающий север с югом и проходящий через Иран коридор, который должен стать панацеей для торговли между двумя странами; без него поставленная премьер-министром цель в 10 миллиардов долларов к 2010 году совершенно недостижима.
Как в любых отношениях, которые со временем претерпевают изменения, чтобы найти новую формулу взаимодействия с Москвой, в Нью-Дели должны проявить больше проворства и меньше предаваться ностальгии. К энергетическому партнерству нужно отнестись трезво и реалистично. Россия уже дала понять Индии, что в будущем продажи ядерных реакторов состоятся только в том случае, если Индия сможет получить необходимые разрешения от Группы ядерных поставщиков (Nuclear Suppliers Group). В то время как Индия мечтает в качестве приоритетного партнера получить право на разработку нефтяных месторождений в России, Москва склонна передать их западным покупателям, создав таким образом рычаги для воздействия на них в будущем.
Индия постепенно превращается в региональную, а в скором будущем и в мировую сверхдержаву, и ключевой задачей становится поддержание ровных партнерских связей в ситуации изменчивой мировой политики. Строительство взаимовыгодных и более равных отношений с Россией имеет первоочередное значение.
_____________________________________
Правила Realpolitik ("The Economist", Великобритания)
Индия и Россия - все еще братья по оружию ("Asia Times", Гонконг)