Для бывшего офицера КГБ репрессии - вторая натура. Владимир Путин демонстрирует это ежедневно, причем с нарастающей интенсивностью по мере приближения 2 декабря, дня парламентских выборов. В эти выходные полиция разогнала две демонстрации оппозиции. Первая проходила в Москве, на ней бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров был арестован и приговорен к пяти суткам ареста. Вторая - в Санкт-Петербурге, где демонстрантов избили, и еще одного кандидата в президенты, бывшего заместителя премьер-министра Бориса Немцова также задержали.
Невозможно найти какое-либо рациональное объяснение этого абсолютного неприятия любых публичных проявлений несогласия с вождем. После того, как Путин пришел в Кремль, он пользуется непреходящей популярностью. В его распоряжении находятся все инструменты власти: полиция, правосудие, армия, аудиовизуальные СМИ, крупные энергетические предприятия, пополняющие казну государства. Он упразднил систему прямых выборов губернаторов областей и мэров крупных городов. Он обеспечил принятие законов, которые гарантируют его партии 'Единая Россия' большинство в Думе (парламенте) и не позволяют пройти в нее небольшим либеральным партиям, появившимся после падения коммунизма.
Оппозиция слаба, раздроблена, лишена способов выражения политической позиции. На первый взгляд она не может представлять угрозу для руководящих кланов, которые нашли в лице Путина наилучшего гаранта непреходящего характера своей власти. Однако, эти кланы остаются начеку. Поскольку конституция в принципе не позволяет президенту выставлять свою кандидатуру на третий срок, они любой ценой должны избежать междоусобных войн. Кроме того, их преследует страх перед 'цветными революциями', наподобие украинской или грузинской. Поэтому они душат в зародыше любую попытку протеста.
До недавнего времени Путин заботился о своем имидже на Западе. Для обозначения своего авторитарного режима он придумал такие выражения, как 'вертикаль власти', 'диктатура закона' и 'суверенная демократия'. По мере приближения окончания своего срока, он уже не удосуживается пускать пыль в глаза. Выборы, пусть даже те, что он не может проиграть, внушают ему страх, и он возвращается к старой практике, доказавшей свою эффективность в советские времена: пропаганде, репрессиям нескольких оппозиционеров, призванным оказать устрашающий эффект на общество, превращение правосудия в послушный инструмент политической власти.
Убежденный в том, что Россия вновь обрела свое могущество, Путин считает, что может позволить себе поступать внутри страны, как ему заблагорассудится. Кто осмелится его в этом разубедить?
___________________________________________
Народ любит Путина? Почему же Путин так его боится? ("The Washington Post", США)
Путин пошел ва-банк ("Час", Латвия)