Единственное, что удивляет меня в мерах, предпринятых российскими властями против оппозиции накануне воскресных выборов в Думу, - это их крутизна. Президент Путин явно намерен сохранить фасад российской демократии, а его партия в любом случае одержит победу - так зачем же так себя утруждать?
Недавно свое объяснение предложил мне Михаил Касьянов - бывший премьер-министр Путина, а ныне - лидер все более фрагментирующейся и ослабляемой оппозиции. Касьянов говорит, что нынешний режим в Кремле 'основан на духе КГБ'. Он считает, что 'Путин все равно победит, но ментальность КГБ не терпит риска. Если они могут устранить риски, то сделают это'.
Проблема в том, что ради устранения мелкого риска - того, что либеральная оппозиция покажет лучшие результаты, чем ожидается - администрация Путина, похоже, создает большой риск. По словам Касьянова (небеспристрастного, надо признать, наблюдателя), Путин стремится соблюсти конституцию и уйти в следующем году с поста президента, потому что 'хочет, чтобы вы считали его демократом'. Но когда такие известные представители оппозиции, как Гарри Каспаров, оказываются в тюрьме, на Западе приверженность Путина демократии вызывает все большие сомнения. Думаю, что сегодняшняя крайне едкая передовая статья FT вполне адекватно передает изменение настроений на Западе.
Вполне вероятно, что воскресные выборы в Думу закончатся тем, что в парламенте окажутся всего две партии - 'Единая Россия' Путина и коммунисты. Это вполне соответствует международной стратегии Путина, желающего представить себя Западу наименее плохим из возможных вариантов для России. Но если выборы будут широко восприняты как фарс, то это ослабит позиции Путина в мире.
А это имеет значение, потому что передача президентских полномочий становится все более мудреным делом. По мнению большинства, Путин будет верен данному слову и уйдет со своего поста в мае - но тем или иным образом устроит дело так, что останется самой важной фигурой в России (Касьянов согласен с этим анализом; только один человек говорил мне о своей абсолютной убежденности в том, что Путин не уйдет - это еще менее беспристрастный Борис Березовский).
Либералы и демократы, которые, скорее всего, не пройдут в Думу, попытаются перегруппироваться накануне президентских выборов. Все они стараются сохранять оптимизм. Касьянов, который почти наверняка выдвинет свою кандидатуру, считает, что, объединившись вокруг единого кандидата, либералы смогут получить в мае 20% голосов и пройти во второй тур, 'и если мы сделаем это, то все изменится'. Проблема в том, что в этом сценарии слишком много 'если'.
______________________________
Ловкость рук, и никакого мошенничества ("The Baltimore Sun", США)
Российский реванш ("Le Devoir", Канада)