Даже повидавшие мир, непредвзято мыслящие россияне пляшут под дудку Путина, отмечает Артемий Троицкий - самый известный из российских журналистов, пишущих о культуре и искусстве
До недавних пор в плане политических умонастроений все население России можно было разделить на две категории: оппозиционеров (коммунистов или либералов) и молчаливое большинство. Последнее представлено десятками миллионов конформистов - они послушно отдают голоса той партии, за которую 'положено' голосовать, но в конечном счете им и на нее глубоко плевать.
Сегодня, однако, молчаливое большинство изрыгнуло из своих глубин новое поколение шумливых 'ультраконформистов', фанатичных 'путиноидов'. Явление это новое, требующее дальнейшего изучения, но на первый взгляд оно представляет собой смесь подростков-фанатов из 'Путинюгенда' (юнцов, входящих в организации вроде 'Наших', которые носят майки с портретом президента и выбрасывают правую руку вперед в ритуальном приветствии), дисциплинированных ребят из армии/полиции/спецслужб, мелких аппаратчиков и немолодых дам неопределенного социального происхождения (их пристрастие к главе государства, судя по всему, имеет сексуальный подтекст). Ядро этого движения, вероятно, связано с государством, но нельзя отрицать, что в нем есть и значительный спонтанный элемент.
Устойчивая популярность Путина в России по-прежнему ставит меня в тупик. Она точно не связана с какими-либо его достижениями. Даже если оставить в стороне его постыдное поведение в ходе чрезвычайных ситуаций общенационального масштаба (гибели подлодки 'Курск' в 2000 г., трагедии с заложниками в 'Норд-Осте' в 2002 г., и, конечно, бойни в бесланской школе в 2004 г.), он не выполнил почти ни одного из своих обещаний на долгосрочную перспективу. Масштабы преступности, нищеты и уровень инфляции не уменьшились. Коррупция достигла беспрецедентных высот. Теракты продолжаются. Экономика полностью - и опасно - зависит от сырьевого экспорта. К этому можно добавить катастрофически испорченную репутацию России за рубежом - этим наш президент может особенно гордиться, ведь он с религиозным пылом следует одному из самых циничных перлов русской народной мудрости, поговорке: 'Боятся - значит уважают'.
Гус и Джордж
Поэтому в том, что Путин остается на коне, должен быть некий элемент шаманства. Я бы поставил его в один ряд с известным счастливчиком - голландцем Гусом Хиддинком, тренером российской сборной по футболу. Благодаря невероятным капризам фортуны, прежде всего позорному поражению, которое Англия потерпела от Хорватии 21 ноября, Хиддинку удалось протащить свою никудышную команду в финал Евро-2008. При Путине роль Стива Макларена несомненно играет некто Джордж У. Буш: посредственность российского лидера бледнеет по сравнению с его махровым кретинизмом. Достаточно вспомнить войну в Ираке, которая спровоцировала в последние годы мощный рост нефтегазовых цен. Остальное вам известно.
Эти триллионы нефтедолларов сыплются в руки России в таком количестве, что даже горстка клептократов, правящая страной, способна создать у народа ощущение относительного благосостояния. Везет Путину и в том, что в России отсутствует сильное оппозиционное движение. В нем нет достаточно значимых фигур, способных убедительно изложить альтернативный взгляд на вещи. Ни один нравственный авторитет не пытается оспорить статус-кво. Все ведущие деятели культуры и гуманитарных наук, 'властелины дум' либо славят 'первое лицо', либо держат рот на замке. А средства массовой информации путинская администрация умело 'отстроила'.
Вот один маленький пример, позволяющий лучше понять, в какой стране мы сегодня живем. Недавно в ходе телевизионного ток-шоу мы стали свидетелями легкого спора между Виктором Ерофеевым, известным писателем и либеральным публицистом, и Никитой Михалковым, известным кинорежиссером и профессиональным подхалимом. Михалков говорил о своей страстной любви к Путину и желании прославить его в своих произведениях - таких формулировок мы пожалуй не слышали со сталинских времен. Ерофеев попытался деликатно охладить пыл ультралояльного кинорежиссера, высказав предположение, что культ личности президента - это перебор, да и отдает безвкусицей. Путин, возможно, человек неплохой, но и у него есть свои недостатки, и вообще, мы живем в современной демократической стране, и т.д. и т.п.
Ерофеев выглядел, в общем, убедительнее Михалкова. Неделю спустя того же самого Ерофеева пригласили для участия в другом ток-шоу - на сей раз на всемогущем Первом канале. И вдруг он начал говорить нечто прямо противоположное. Он признался, что восхищается Путиным, поддерживает его политический курс, и вообще счастлив, что живет в путинской России. Все это не было официально обставлено как акт публичного покаяния за прежние 'некорректные' высказывания, но в чем-то подобном и не было необходимости. Поскольку я хорошо знаю Ерофеева, - неизменно независимого писателя, 'западника' и ветерана самиздата - не могу не признать, что происходящее меня впечатлило.
________________________________________
Артемий Троицкий: Россия, которую я потерял ("New Statesman", Великобритания)
Артемий Троицкий: Россия - страна чудес ("Open Democracy", США)