В стране, которую принято считать загадочной и непредсказуемой, исход выборов почти в точности оправдал прогнозы
'Единая Россия', партия без идеологии, чей избирательный список возглавил Владимир Путин, всегда была настроена на победу. Благодаря покровительству президента, в новой Думе она получит большинство в две трети. Выступать в роли оппозиции сможет лишь обрубок некогда могущественной Коммунистической партии.
Вопрос в том, чем станет этот исход выборов для Путина и России: благословением или проклятьем? Это зависит от того, как президент сыграет добытой картой. До сих пор он показывал себя выдающимся тактиком, но неясно, есть ли у него стратегия.
Первая неизвестная - действительно ли Путин хочет остаться одним из центров власти в системе, в качестве премьер-министра или некоего серого кардинала за троном следующего президента, или же он намерен элегантно раскланяться?
Похоже, большинство наблюдателей считает, что он хочет продолжать действовать из-за кулис или даже устроить возвращение на пост президента, выдержав приличную паузу (конституция запрещает исполнять обязанности президента более двух сроков подряд). И все же некоторые хорошо информированные аналитики убеждены, что он хочет уйти, и его уговаривают остаться лишь для того, чтобы предотвратить ожесточенную борьбу фракций в Кремле.
Если дело обстоит именно так, то успех Путина вполне может оказаться проклятьем для него лично. Признаки борьбы фракций имеются уже сегодня. Недавний арест заместителя министерства финансов Сергея Сторчака по обвинению в хищении бюджетных средств воспринимается как удар по экономическим либералам в правительстве. Их представляет вице-премьер и председатель совета директоров 'Газпрома' Дмитрий Медведев, один из потенциальных кандидатов в преемники.
Еще один вероятный кандидат - вице-премьер и бывший министр обороны Сергей Иванов. Бывший сотрудник элитного зарубежного управления КГБ, он поддерживает тесные личные отношения с Путиным, но не во всем согласен с Игорем Сечиным, заместителем главы президентской администрации и лидером еще одной мощной фракции силовиков - действующих и бывших сотрудников 'силовых' ведомств.
Проблема Сечина в том, что у него нет сильного кандидата в президенты, поэтому он один из тех, кто наиболее активно убеждает Путина остаться реальным центром власти в стране. Он вполне может поддержать неопасного временщика наподобие Виктора Зубкова, недавно назначенного премьер-министром, который мог бы уйти в отставку, чтобы позволить Путину вернуться в Кремль.
Все эти сценарии остаются возможными и после подведения итогов выборов. Они не ответили ни на один вопрос. Но день решения близок: 'Единая Россия' планирует назвать своего кандидата в президенты 17 декабря. Крайний срок подачи заявок на участие в выборах - 23 декабря.
И все равно неясно, какую роль Путин отводит себе. Он намекал на то, что мог бы стать премьер-министром. С думским большинством в две трети он мог бы осуществить перераспределение полномочий президента и парламента и связать руки своему преемнику.
Кристофер Гранвиль (Christopher Granville), главный редактор 'Trusted Sources', давно следящий за ситуацией в России, считает, что результат выборов дает Путину 'платформу для совершения верного шага'. Но он должен совладать с искушением стать премьер-министром, что привело бы к 'долгосрочному институциональному тупику'.
Как и многие другие, Гранвиль полагает, что Россия никогда не функционировала успешно 'при двух царях'. Настоящий царь (в глазах народа) всегда находится в Кремле. Гранвиль говорит, что Путин должен сделать так, чтобы его преемник был сильным и компетентным президентом, поддерживаемым прочным большинством в парламенте. Он должен гарантировать стабильный переход, после чего элегантно раскланяться.
Возможно, это завышенные ожидания. Путин показал, что он может обеспечить места в Думе покорной партии. Сохранить мир между кремлевскими фракциями - гораздо более трудный вызов.
________________________________________
Успех Путина - это победа не только для российского народа, но и для всего мира ("The American Chronicle", США)
Триумф для Путина - политическая нестабильность для России ("The New York Times", США)