Это был исключительный и глубоко русский спектакль. Разделенная на 11 часовых поясов страна в едином порыве, без очевидных разногласий, подавляющим большинством продемонстрировала доверие своему лидеру - президенту Путину.
Причина такого единодушия становится очевидной, если посмотреть на сообщения, поступавшие накануне голосования. Проводилось постоянное запугивание избирателей и кандидатов, а некоторые регионы продемонстрировали также подозрительно высокую явку на избирательные участки (в Чечне, как сообщил ее президент, явка составила 99 процентов, а в Ингушетии, по информации государственных информационных агентств, она равнялась 98 процентам). Совершенно ненужный комплимент в адрес демократии: кто-то, абсолютно не заинтересованный в ее содержании, сделал все, чтобы соблюсти форму.
Теперь все выглядит так, будто Путин получил необходимый ему мандат доверия. И что он собирается с ним делать? Первый ответ прост - сохранить свою власть и после окончания президентского срока, когда он должен будет, пусть даже временно, уйти в отставку со своего поста в соответствии с требованием конституции.
У него есть три возможности для маневра, и лишь одна из них дает Путину ту определенность, которой он добивается - назначить себя премьер-министром, а затем посадить в президентское кресло своего ставленника без особых амбиций. Остальные альтернативы - назначить сильного президента или пойти на нарушение конституции, оставшись на третий срок - чреваты опасными последствиями.
Но если он сможет решить эту проблему, то Западу, и в особенности ближайшим соседям России, придется готовиться к дальнейшему обострению и осложнению отношений, которые будут строиться в первую очередь на основе обид, принимающих порой болезненный характер, и уже во вторую - на основе трезвого расчета.
Лучшее, что можно сказать на сегодня, заключается в следующем. Россия сейчас вступает в стычки по очереди, выбирая противника по своему усмотрению и исходя из своих интересов. Она не создает проблемы ради них самих и не объединяет свои обиды и недовольство в единый фронт противодействия.
Склонность Путина к раздражительности и чрезмерной реакции проявилась наглядно, когда Россия в пятницу вышла из Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), а уже вчера дала понять, что вернется в его рамки, если западные страны выполнят ее требования.
Россия вот уже восемь лет выражает недовольство данным договором, который был заключен в 1990 году и нацелен на создание ситуации равновесия и прозрачности в вооруженных силах от Атлантики до Урала.
Россия посмеялась над внесенной в 1999 году поправкой в этот договор, которая была написана с учетом распада Советского Союза. Она потребовала для себя исключений, чтобы сохранить российские войска в Молдавии и Грузии.
А недавно Путин выступил с новыми возражениями - на этот раз, против планов Америки по созданию системы противоракетной обороны в Центральной и Восточной Европе. Когда Путин в пятницу подписал федеральный закон о временном прекращении выполнения Россией своих обязательств по ДОВСЕ, именно систему ПРО он назвал главной причиной таких действий.
Теперь Россия может вернуться. Вчера Путин намекнул, что договориться все-таки можно. 'Если наши партнеры все же ратифицируют этот договор, то мы не исключаем возможности возврата к нему в полном объеме'. Эти слова президента приводит информационное агентство ТАСС (так в тексте - прим. перев.).
Лучшее, чего можно ожидать от России, заключается в следующем. Она считает, что все ее обиды и недовольства можно урегулировать в результате торга. Иран, Косово, поставки газа - обо всем этом можно договариваться.
Таков рецепт отношений, которые характеризуются огромной неловкостью, периодически повторяющимися обструкциями и раздражительностью. Но в них нет устойчивой злобы, и поэтому такие отношения в данный момент вполне работоспособны.
_____________________________________________________________
Власть Путина ("The Financial Times", Великобритания)
Неудивительно, что им нравится Путин ("The Times", Великобритания)