Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путин: победа 'российского Рейгана'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если бы Путин был президентом США, на нынешнем этапе он был бы 'хромой уткой'. Его второй срок на посту главы государства истекает через четыре месяца, и конституция запрещает президенту баллотироваться в третий раз подряд. Тем не менее, никто не сомневается, что ближайшее политическое будущее страны будет в первую очередь определять именно бывший офицер КГБ, находящийся сегодня в Кремле

Результаты состоявшихся в воскресенье парламентских выборов в России особых сюрпризов не принесли: партия Владимира Путина, судя по всему, получила до двух третей голосов. Если учесть, что для полной перестройки политической 'игровой площадки' в пользу правящей партии задействовались мощные ресурсы государства, такой исход был фактически предопределен. Но еще более красноречивый факт, пожалуй, связан с тем, что победа Путина на 'управляемых' выборах почти не вызвала недовольства в обществе - за исключением немногочисленных либеральных сегментов в составе среднего класса и непримиримых сторонников Коммунистической партии. Отсутствие волны возмущения лишний раз доказывает, что, несмотря на действия, которые, по словам оппозиционеров, лежат в русле авторитарной традиции коммунистической эпохи, Путин в сегодняшней России остается необычайно популярным политическим лидером.

Попытки властей повлиять на результаты голосования никак не назовешь 'деликатными'. Оппозиционные партии и лидеры подвергались запугиванию, электронные СМИ без остановки трубили о путинских достижениях, на госслужащих оказывали давление, требуя прийти на избирательные участки и проголосовать за президентскую партию 'Единая Россия'. В Чечне - мятежном регионе, который Путин после прихода к власти в 2000 г. 'замирил' бомбежками и репрессиями - его партия получила 99,4% голосов.

Впрочем, мало кто сомневается, что даже в условиях свободных и честных выборов 'Единая Россия' без труда одержала бы победу - пусть и с куда меньшим отрывом от соперников. И это, в общем, не связано с политической программой партии - собственно центральное место в предвыборной платформе 'Единой России', насколько можно судить по освещению ее кампании в СМИ, занимала личность Путина.

Если бы Путин был президентом США, на нынешнем этапе он был бы 'хромой уткой'. Его второй срок на посту главы государства истекает через четыре месяца, и конституция запрещает президенту баллотироваться в третий раз подряд. Тем не менее, никто не сомневается, что ближайшее политическое будущее страны будет в первую очередь определять именно бывший офицер КГБ, находящийся сегодня в Кремле. Некоторые сторонники призывают его найти какую-нибудь правовую лазейку, позволяющую Путину остаться у власти на третий срок; другие надеются, что, возглавив партийный список 'Единой России' на воскресных выборах, он сможет попросту переместиться в парламент, а оттуда - в премьерское кресло, и изменить соотношение полномочий между двумя высшими постами исполнительной власти, сделав президентом 'своего человека'. Какой бы механизм ни выбрал Путин, чтобы сохранить ведущую роль в политической жизни, большинство избирателей, похоже, готовы дать действующему президенту карт-бланш.

Объяснением путинской популярности могут служить определенные параллели между его деятельностью, и деятельностью человека, который, по мнению многих, немало способствовал крушению СССР. Мы, естественно, не имеем в виду, что бывшего офицера КГБ объединяют с кумиром сегодняшних американских консерваторов Рональдом Рейганом схожие политические преференции или стиль руководства. Однако в том плане, что ему удалось вернуть россиянам чувство гордости за свою страну, популярность Путина сродни рейгановской.

Поддержка, которой пользовался сам Рейган - в том числе и со стороны многих демократов - была связана не столько с его конкретными политическими шагами (сокращением налогов, наращиванием вооружений), сколько с тем, что ему удалось возродить у американцев чувство национальной гордости и оптимизм. Если картеровская эпоха ассоциировалась с экономическими неурядицами внутри страны и серией геополитических поражений, чьей кульминацией стал захват в заложники американских дипломатов в Тегеране, то Рейган почти сразу же после вступления в должность ужесточил политику по отношению к противникам США на мировой арене, и тем самым убедил соотечественников, что для Америки забрезжила 'новая заря'.

Успех Путина, аналогичным образом, основан на том, что он развеял уныние и пессимизм, охватившие страну в годы пребывания у власти Бориса Ельцина. Если на Западе его высоко ценят за антикоммунистическую позицию, то в России с именем Ельцина связывают эпоху экономических и социальных бедствий, всепроникающей клептократии, и серию геополитических унижений со стороны западных держав. Рост нефтяных цен позволил Путину обеспечить коренное изменение экономического положения России, что, в свою очередь, подпитывает его напористый и популярный в стране националистический курс в политике и экономике. Противостоит ли он США и их союзникам по Косово, выходит ли из прежних договоров с Вашингтоном по ограничению вооружений в знак протеста против американских планов развертывания системы ПРО, или использует экспорт энергоносителей как инструмент давления на республики бывшего СССР, стремящиеся в НАТО - во всех этих случаях Путин без колебаний бросает вызов Западу. И если 'ползучий авторитаризм' характерный для путинской эпохи, преподносится как цена, которую необходимо заплатить за возрождение национальной гордости и новые экономические возможности, многих россиян 'сделка' на таких условиях, судя по всему, устраивает.

Итак, политический карт-бланш Путин себе обеспечил. Однако остается неясным, как именно он поступит дальше - хотя намек на ответ, он, возможно, даст гораздо раньше будущей весны. 17 декабря состоится партийный съезд 'Единой России'; ожидается, что на нем она выдвинет своего кандидата на президентские выборы в марте 2008 г. Но кого бы партия ни выбрала для участия в президентской гонке, его или ее предвыборная кампания, вероятнее всего, будет, как и действия 'единороссов' на нынешних парламентских выборах, проходить под лозунгом 'За Путина!'.

____________________________________

Майкл Макфол: План Путина ("The Wall Street Journal", США)

Брет Стивенс: Обаяние тирании ("The Wall Street Journal", США)

Норман Стоун: Неудивительно, что им нравится Путин ("The Times", Великобритания)