Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Неправильный взгляд на ситуацию в России

Путин предпочел не демократизировать государство, а восстанавливать его

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Итак, ситуация с демократией в России оставляет желать лучшего, но эта проблема возникла еще до прихода Путина к власти, поскольку демократический процесс покатился под откос где-то между 1993 и 1996 годами. Ответственность за это лежит на Борисе Ельцине ...

Владимира Путина часто называют автократом. Лишним тому подтверждением сочли принятое им в октябре 2007 года решение возглавить списки партии 'Единая Россия', что позволяет ему, если он того захочет, стать будущим премьер-министром по окончании своего президентского срока в марте 2008 года. Однако это - ошибочная точка зрения. Если бы Владимир Путин был автократом, он бы открыто нарушил конституцию и выставил свою кандидатуру на третий срок. Путин в настоящий момент выбрал уважение к букве конституции, хотя он, учитывая его нынешнюю огромную популярность, возможно готов воспользоваться предоставляемыми ею возможностями, чтобы остаться у власти. Этот выбор символичен. Борис Ельцин, например, открыто нарушил конституцию в 1993 году, когда принял решение распустить российский парламент.

За ложными дебатами об автократии Путина скрывается действительно важный вопрос о затухании демократического процесса, начатого при Горбачеве в 1988-1989 годах. Сегодня Россия не является демократией в полном смысле этого слова. В стране не соблюдается баланс между властными структурами, вес исполнительной власти является доминирующим. На прессу оказывается сильное давление, хотя печатные СМИ пока еще остались весьма плюралистическими. И хотя ситуация в России не сильно отличается от той, что имела место во Франции в 1960-х годах, когда телевидение полностью контролировалось государством, самая важная проблема здесь заключается в нескончаемом произволе местных властей в ряде регионов и в действиях госструктур. Против тех, кто критикует перегибы, применяются жесткие меры. Добавим к этому тот факт, что в России все еще не сформировались настоящие политические партии за исключением коммунистической КПРФ.

Итак, ситуация с демократией в России оставляет желать лучшего, но эта проблема возникла еще до прихода Путина к власти, поскольку демократический процесс покатился под откос где-то между 1993 и 1996 годами. Ответственность за это лежит на Борисе Ельцине, который в антиконституционной манере распустил парламент, что привело к 'малой гражданской войне' в Москве в октябре 1993 года. Начало первой войны в Чечне в конце 1994 года вылилось в систематическое использование насилия в отношении населения, а также и журналистов, которые в ту эпоху заплатили тяжелую 'подать' при общем безразличии западных СМИ и борцов за права человека. Венцом явились манипуляции и подтасовки во время президентских выборов в 1996 году, имевшие целью обеспечить переизбрание Бориса Ельцина. И в этом случае также не раздалось ни слова протеста со стороны западных партнеров России, которые наоборот участвовали в этих фальсификациях, и даже нельзя сказать, что делали это косвенным образом.

Отсутствие протестов объясняется крайне легко. Все эти действия совершались теми, кого называли российскими 'демократами'. Можно упрекнуть Владимира Путина в том, что он предпочел не демократизировать государство, а восстанавливать его. Но вменять ему это в вину, закрывая глаза на события 1992-1998 годов, бессмысленно и граничит с недобросовестностью. Современная Россия является не только наследницей, как это частенько говорят, многолетних автократических традиций царизма и СССР.

Она также продукт 1990-х годов, когда неолиберализм российских 'демократов' привел к беспрецедентному экономическому кризису с ужасающими социальными последствиями, к коррупции, организованному разграблению страны олигархами, удушению демократии, о котором мы уже говорили. Все это чуть было не привело к смерти России, что мы наблюдали во время кризиса летом 1998 года. Своему возрождению она обязана Примакову, а затем - Путину. Восстановление экономики страны началось задолго до роста цен на углеводороды, и часть ущерба, нанесенного в 1990-е годы, была устранена. Россия, как и большинство стран-производителей сырья, вернула контроль над своими природными ресурсами, сегодня она их использует для инвестиций и развития. Население ежедневно видит это, как и то, что больницы, школы, ВУЗы модернизируются, а уровень жизни быстро улучшается.

Учитывая, какую роль сыграл Запад в провале демократизации, не к лицу ему сегодня читать нравоучения или использовать такие неправомерные эпитеты, как автократия. Демократизация в России - дело будущего, но свершится она после того, как общество стабилизируется, и экономическо-социальная система вновь будет пронизана духом законности. Сознательно или нет, но политика Владимира Путина по-своему способствует этому.

Жак Сапир - экономист, директор Центра исследований индустриализации Парижского центра социальных исследований (CEMI- EHESS).

________________________________

Обаяние тирании ("The Wall Street Journal", США)

Россия возвращается к царизму ("The Washington Post", США)