Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Демократия под ударом

Агонизирующая российская демократия и в самом деле движется к стабильности - к стабильности трупного окоченения

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент России Владимир Путин назвал российские парламентские выборы 'хорошим показателем внутриполитической стабильности'. Что ж, агонизирующая российская демократии и в самом деле движется к стабильности - к стабильности трупного окоченения. Не удивительно, что г-н Путин доволен...

Президент России Владимир Путин назвал российские парламентские выборы 'хорошим показателем внутриполитической стабильности'. Что ж, агонизирующая российская демократия и в самом деле движется к стабильности - к стабильности трупного окоченения. Не удивительно, что г-н Путин доволен. Его партия - 'Единая Россия' - получила 63% голосов, а вместе с партнерами по думской коалиции и все 80%. У российского президента получается управляться с российскими избирателями немногим хуже, чем Саддам Хусейн управлялся с иракскими, раз за разом избиравшими его 99 процентами голосов.

Случившееся в воскресенье в России напоминает нам о том, что выборы еще не означают демократию. По сравнению с 90-ми, когда демократия широко шагала по миру, последние годы демонстрируют тенденцию к регрессу, в том числе к 'конституционным переворотам', вроде провалившегося на этих выходных в Венесуэле. Автократы, подобные г-ну Путину, пытаются аккуратно, понемногу вернуть себе бразды правления.

За прошедшие годы Владимир Путин сумел сломить власть губернаторов на местах, сделав их из выборных назначаемыми, выхолостить российские СМИ и заключить в тюрьму всех представителей бизнеса, угрожавших стать независимой политической силой. И вот на этих выходных на свое место лег очередной кусочек этой авторитарной мозаики, который позволит г-ну Путину надолго сохранить власть и по истечении отведенного ему конституцией срока правления.

За предшествовавшие воскресному голосованию месяцы власть неоднократно обвиняли в запугивании, подкупе избирателей и тому подобной нечестной игре. Гарри Каспаров, чемпион мира по шахматам и деятель оппозиции, прямо назвал выборы 'самыми несправедливыми и грязными в истории современной России'. Г-н Путин постарался избежать любых случайностей, могущих привести к непредсказуемым результатам, таким как на Украине и в Грузии. За год до выборов российское правительство предприняло попытку урезать до минимума бюджет Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), осуществляющей мониторинг выборов. Когда вывести ее из игры не получилось, Россия допустила на выборы только 330 наблюдателей - до смешного мало для страны, территория которой захватывает 11 часовых поясов, - и даже на их деятельность были наложены строгие ограничения.

Выборы 'не были справедливыми и не соответствовали требованиям и стандартам ОБСЕ и Совета Европы для демократических выборов', - констатировали на пресс-конференции в Москве представители этих организаций, указав на 'злоупотребление административным ресурсом' и 'предпочтение, оказывавшееся правящей партии в средствах массовой информации'.

Сейчас у г-на Путина есть как минимум две возможности для сохранения власти в своих руках. Он может, когда закончится его президентский срок, баллотироваться в премьер-министры, сместив центр власти в правительство. Позднее он с полным правом сможет в третий раз баллотироваться в президенты, так как между президентскими сроками будет перерыв. Или же он может провести референдум (который, скорее всего, легко выиграет) по снятию конституционного запрета на третий срок.

'Голосование подтвердило - Владимир Путин - наш национальный лидер', - заявил Борис Грызлов, возглавляющий партию 'Единая Россия' - основную базу политической поддержки президента. Без сомнения, россияне любят сильных правителей, восстанавливающих национальную гордость, а г-н Путин и в самом деле смог, бесцеремонно используя российские энергоресурсы, вернуть страну на международную арену.

Однако национальные лидеры бывают разные. Можно быть национальным лидером в образе выборного чиновника в западном стиле, политическая власть которого ограничена системой сдержек и противовесов, и который пользуется этой властью аккуратно и предсказуемо. Или можно быть таким национальным лидером как Иосиф Сталин, о котором даже сейчас с ностальгией вспоминают многие россияне. К сожалению, нет никаких сомнений в том, к какому из этих вариантов склоняется президент Путин.

От лидеров международного сообщества зависит дать г-ну Путину понять, что это неприемлемо. По международным стандартам Россия не может больше считаться демократией, что, к своей чести, отметила канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel) выросшая в Восточной Германии и кое-что знающая о политических репрессиях. Это не должно остаться без последствий.

Например, Россию могут исключить из международных организаций, объединяющих демократические страны. На самом деле, она никогда и не принадлежала к 'большой восьмерке' - клубу крупнейших индустриальных демократических стран, просто в 90-е в знак поддержки Бориса Ельцина ее пригласили присоединиться к нему. Изгнание России из 'большой восьмерки' может оказаться для нее достаточно чувствительным, ведь автократы вроде г-на Путина нуждаются в некотором международном признании и уважении. По крайней мере, отказать ему в этом в наших силах.

__________________________________________

Неужели было бы лучше, если бы в Москве к власти пришли коммунисты? ("Le Parisien", Франция)

Добро пожаловать в демократию по-путински ("The Wall Street Journal", США)