- Во время недавней телепередачи Вы как писатель успешно противопоставили свою точку зрения той горячей поддержке, которую режиссер Никита Михалков оказывает Владимиру Путину как представителю Вечной России. Являются ли парламентские выборы одним из шагов на пути к реставрации авторитарного режима?
Виктор Ерофеев: Мы живем при неком подобии франкизма 1960-х годов: истинно консервативном, авторитарном режиме с одной стороны, и жаждой потребления и малых свобод, с другой. Владимир Путин пришел к власти как 'актер', способный сыграть любую роль. Он нашел свою - роль спасителя России от нравственного кризиса. Православная Церковь, играющая в последние десятилетия беспрецедентную роль, обеспечила его национальной идеей, которую власть искала еще со времен перестройки Михаила Горбачева.
Церковь пытается предложить новую антиевропейскую утопию, опасную для модернизации России и отвергаемую частью интеллигенции. Основной постулат: русские ценности отличаются от западных. Человек не является мерилом всего, он служит Церкви и Государству. Эта идеология взята на вооружение 'Единой Россией', партией Путина.
Это стало возможным из-за того, что демократы совершили много ошибок. С изрядной долей самоуверенности они хотели навязать реформы абстрактному народу. Мы потерпели неудачу, потому что абстрактного народа не существует. Мы сохранили неприкосновенность частной жизни и, в значительной степени, свободу культуры. Но эта свобода находится под угрозой, потому что православие ненавидит любое проявление иронии, двусмысленности, неоднозначности.
___________________________
Русская Православная Церковь возвращает утраченные позиции ("Christian Science Monitor", США)
Православие возвращается в российские школы, рады ему или нет ("The New York Times", США)
Ядовитые комментарии в глянцевой упаковке: в России еще живы инакомыслие и сатира ("The International Herald Tribune", США)