В последние годы Варшава остается одним из самых надежных союзников США: выделяет войска и для Афганистана, и для Ирака. Однако, несмотря на то, что в Польше пока преобладают проамериканские настроения, ситуация очевидно меняется к худшему. Обе войны непопулярны в народе, и новый премьер-министр Дональд Туск (Donald Tusk) уже не раз обещал к концу следующего года вывести из Ирака900 польских солдат. Он заявил, что контингент в 1200 человек продолжит службу в Афганистане, но и здесь не все гладко: недавно польских солдат обвинили в убийстве нескольких гражданских афганцев.
Под стражей в ожидании суда по обвинению в убийстве сейчас сидит семеро поляков. Надо сказать, что в США мы уже видели опасность преждевременных суждений: после событий в иракской Хадите пресса и политики заранее 'приговорили' четверых морских пехотинцев, однако военно-судебная система их впоследствии оправдала либо сильно снизила степень их вины.
Не исключено, что Польша сегодня повторяет ошибку Америки. Конечно, также нельзя исключать, что в данном случае военное преступление все же было совершено, но, как бы там ни было, это не повод подвергать сомнению изначальный смысл всего предприятия. Эти солдаты не дают безжалостным боевикам 'Талибана' вернуться к власти в Афганистане и тем самым оказывают огромную услугу этой стране.
В самой Польше, правда, так думают далеко не все. Несколько недель назад, будучи в Варшаве и Гданьске, я от множества поляков слышал, что на самом деле контингенты в Ираке и Афганистане никак не служат национальным интересам Польши. Журнал Polityka выразил все это в одном предложении, вопросив с обложки одного из своих последних номеров: 'Афганистан? Что мы там делаем?'
Ответ, который поляки в большинстве своем дают на это - 'делаем одолжение США'. С этой же точки зрения они подходят и к проекту размещения на их территории американской системы противоракетной обороны - пусть даже эти ракеты-перехватчики в большей степени защитят не сами США, а именно Польшу и ее соседей. Соответственно, поляки задаются вопросом, почему они за эти одолжения так мало получают.
Самая главная их претензия заключается в том, что для полетов в США им нужно получать визу, в то время как западноевропейцам - не нужно. Что ж, это так. Однако тому есть простое и законное объяснение: упрощение визового режима с США не производится для стран с высоким процентом отказов в выдаче виз - либо по соображениям безопасности, либо из опасения, что, въехав в Америку, обладатель визы не уедет в положенный срок и останется работать нелегально. Сегодня США не требуют виз только от граждан 27 государств, и все это очень богатые страны типа Швейцарии или Сингапура. У Польши же процент отказов в выдаче виз достаточно высок, поскольку сама Польша беднее, чем Швейцария или Сингапур - и американские иммиграционные власти беспокоятся, что ее жители будут нарушать визовый режим.
Лично я не имею ничего против того, чтобы в США приезжало больше трудолюбивых поляков, и лично я был бы в полном восторге, если бы Конгресс сделал исключение из этого правила для Польши и других наших близких союзников в качестве награды за их поддержку. Тем более что Конгресс недавно принял законопроект, распространяющий программу безвизового въезда на некоторые такие страны на определенный 'пробный' период - правда, процент отказов у Польши был все же слишком высок, чтобы она попала в этот список. Тем не менее, мне досадно видеть среди поляков такое отношение к проблеме - я бы даже сказал, что мне оно кажется несколько извращенным. Разве они не понимают, что, помогая коалиции од руководством США в Ираке и Афганистане, они содействуют стабилизации региона, который гораздо ближе к Европе, чем к США? Ведь если любая из этих стран превратится в рассадник международного терроризма, то первой от этого пострадает Европа.
Понятно, что непосредственной опасности подвергнутся, скорее всего, западноевропейские страны, где живет много неассимилирующихся мусульман-иммигрантов, а не сама Польша, где мусульман практически нет. В этом отношении, кстати, Польше можно только сказать спасибо: она помогает коалиции гораздо больше, чем многие западноевропейские страны, которых, по идее, исход этой войны должен интересовать гораздо более остро. Но, с другой стороны, безопасности Польши угрожают другие факторы, которых нет у ее соседей. На одной ее границе - зарождающаяся украинская демократия, на другой - белорусская и российская диктатуры, причем последняя становится все более и более угрожающей. И надо помнить, что США, Канада и самые разные страны Европы несут обязательство защищать Польшу от любых угроз, даже если они непосредственно не касаются других членов НАТО.
Это и есть коллективная оборона - 'один за всех и все за одного'. Польша прекрасно знает, чем чревато разрушение режима коллективной обороны: ее уже дважды в истории, в 1939 и 1945 годах, оставляли на съедение волкам. Поэтому именно освобожденная Польша должна самым активным образом участвовать в коллективной обороне на новых рубежах свободы - а новые рубежи свободы проходят по Ближнему Востоку. До сего дня правительства Польши понимали логику этой позиции, и то, что ее не понимают столько простых поляков, может вызывать лишь глубокое огорчение.
Макс Бут - старший научный сотрудник Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations), автор книги 'Война по-новому: оружие, люди и структура современного мира' (War Made New: Weapons, Warriors, and the Making of the Modern World)
_______________________________________
Что Польша получила за ПРО ("Gazeta Wyborcza", Польша)
США отменят визы для русских? ("Wirtualna Polska", Польша)
IV раздел Польши ("Wprost", Польша)
Польша между Европой и . . . Россией ("Le Nouvel Observateur", Франция)