Немного найдется элементов либеральной демократии, сравнимых по значению с правом граждан избирать новых лидеров. Однако в ходе вчерашнего 'телеспектакля' с Путиным в роли режиссера мы увидели нечто совсем другое. Российский президент сделал вид, будто соглашается с рекомендациями руководства четырех 'ручных' партий поддержать собственного протеже Дмитрия Медведева в качестве кандидата на президентских выборах в марте будущего года. На деле же хозяин Кремля продемонстрировал, что построенная им высокоцентрализованная структура власти лишена плоти и крови подлинной демократии.
Возможно, из всех вероятных преемников Путина Медведева можно считать наибольшим прагматиком. Кроме того он - единственный из них, кто не связан с кумовским 'кружком' ветеранов КГБ, расставленных во главе правительственных ведомств и государственных энергетических холдингов. Публичные заявления и конкретные действия Медведева указывают на его приверженность принципам рыночной экономики, стремление обуздать коррупцию, поразившую российское чиновничество почти на всех уровнях, и намерение улучшить жизненный уровень россиян, оказавшихся у подножья пирамиды благосостояния.
Но даже если Медведев - наиболее удачный кандидат из всех возможных преемников Путина, способ, которым он был выбран, или причины для такого выбора никаких похвал не заслуживают.
Медведев был спутником и помощником Путина с тех пор, как они, примерно в 1990 г., начали работать в мэрии Санкт-Петербурга. Путин назначил Медведева 'престолонаследником' не только потому, что доверяет ему лично, но и потому, что при этом преданном протеже у него будет больше всего шансов сохранять собственное влияние и поддерживать баланс сил между различными кремлевскими фракциями.
Контролируемое Кремлем телевидение создает вокруг Путина 'царственный' ореол, и работает на репутацию Медведева, преподнося его как человека, заботящегося о том, чтобы плоды энергетических сверхприбылей России достались простым людям. Поэтому вряд ли стоит сомневаться, что в марте будущего года российские избиратели без возражений выполнят волю Путина и подтвердят своими голосами его выбор преемника.
Тот факт, что Медведев одновременно занимает посты председателя совета директоров энергетического гиганта 'Газпром' и первого вице-премьера, символизирует собой одно из худших проявлений созданного Путиным корпоративного государства. Впрочем, это вряд ли помешает ему занять кресло нынешнего президента.
Напротив, Медведев только выиграет от умело культивируемой Кремлем общественной поддержки путинской идеи о том, что больше всего Россия сегодня нуждается в сильном государстве. Созданный Путиным имидж лидера, сосредоточивающего всю власть в собственных руках, карающего непокорных медиамагнатов и нефтяных баронов, ставящего заслон вмешательству Запада во внутренние дела страны, обернулся культом государства и его 'хозяина'. В такой политической атмосфере голосование против лично подобранного 'хозяином' преемника превращается в акт нелояльности по отношению к государству, сделавшему Россию богатой и могущественной.
Если Путину и есть о чем беспокоиться, так это о том, что все полномочия, положенные кремлевскому 'хозяину над хозяевами' окажутся в руках Медведева. А цари и 'крестные отцы' по доброй воле властью не делятся.
_____________________________
Самое важное, что нужно знать о Дмитрии Медведеве ... ("The Wall Street Journal", США)
Либерализм Медведева - хорошая новость для Запада ("The Financial Times", Великобритания)
Демократические корни путинского избранника ("The Washington Post", США)