Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Слишком много ошибок Европы у пороховой бочки

Сделаем вид, что независимость Косово это удачная находка. Потом вместе с благоразумными европейцами будем искать способ, как уменьшить убытки

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Границы не меняются силой: де-факто это и есть единственная повсеместно и до сих пор соблюдаемая всеми четкая норма, которая со времен 'холодной войны' и до сегодняшних дней гарантировала смысл понятия "международная законность". Отменить ее означает углубиться в обезьяньи джунгли, где становится возможным все

Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружила и перевела наш читатель Italia, за что мы ей крайне признательны

_______________________________________

10 декабря 2007

БЕЛГРАД. Насколько мучительной была все эти годы европейская политика на Балканах можно понять, если обратить внимание на полученную в 1990-91 годах смесь из импровизации, высокомерия и дефицита стратегической мысли, с которой Евросоюз пришел к независимости Косово. Тогда, большая часть континентальных правительств не поняла, к чему приведет крах Югославской Федерации, а некоторые даже прилагали все усилия к достижению этого результата, полагая, что знают, как извлечь из этого выгоду. Так и сегодня почти вся Европа словно не замечает медленного горения запалов, которые она сама поджигает. Превалирует ощущение, что Косово, которое по площади меньше (итальянского региона - прим. пер.) Умбрии, не имеет значения: маленькая пешка, случайно оказавшаяся на огромной шахматной доске.

Но те проблемы, которые влечет за собой независимость, не могут считаться ни мелкими, ни незначительными.

Прежде всего, надо отдать себе отчет в том, что Запад в Косово, сам того не замечая, связал чудовищно запутанный клубок. Американцы с легким сердцем пообещали независимость, а европейцы, пользующиеся авторитетом, пошли у них на поводу. Может быть, скрепя сердцем, но пошли. Не потому, что были убеждены в этом, а потому что в тот момент Франции, Великобритании, Германии и Италии невыгодно было противоречить Вашингтону по вопросу, который не затрагивал их первостепенные интересы.

Они играют на двух соседних столах, на которых будет решаться, какие страны войдут в преобразованный Совет Безопасности, а какие фактически возьмут на себя роль ведущего в европейском беспорядке. Одним из предварительных условий для выдвижения кандидатуры на эти роли, или, как минимум, во избежание самых неприятных решений, является поддержка Соединенных Штатов. Отсюда виляние хвостом французов, боязливость немцев, осмотрительность итальянцев, вдобавок к традиционной покорности британцев. Но все дело в том, что американцы и европейцы не могут по своему желанию распоряжаться территорией, на которую они не имеют никаких законных прав.

Она принадлежит Сербии, как это записано в преамбуле к Резолюции 1244, по которой НАТО сейчас находится в Косово с необходимым мандатом Объединенных Наций. Поэтому Белград может добровольно отказаться от собственного суверенитета, но не может быть лишен его даже Организацией Объединенных Наций. И уж тем более коалицией стран - Северо-Атлантическим альянсом.

Границы не меняются силой: де-факто, это и есть единственная повсеместно до сих пор соблюдаемая всеми четкая норма, которая со времен 'холодной войны' и до сегодняшних дней гарантировала смысл понятия "международная законность". Отменить ее означает углубиться в обезьяньи джунгли, где становится возможным все.

Конечно, это не в американских интересах. В самом деле, Вашингтон старался замаскировать общее для всех значение независимости, утверждая, что Косово это "случай sui generis" (особого рода, уникальный), по определению заместителя госсекретаря Бернса (Burns). Беда в том, что случаи особого рода и становятся прецедентами. И в будущем случаями особого рода могут оказаться, например, русские анклавы в Грузии, которые поддерживает Москва. Или территории, населенные русским меньшинством в Украине, Прибалтике, Центральной Азии. Не считая меньшинств в Восточной Европе, начиная с венгров румынской Трансильвании, Словакии, Воеводины. Другими словами, независимость Косово завтра может стать поводом для сепаратизма и политики аннексий, в особенности, если Россия решит взять под защиту то или иное меньшинство.

Не надо даже заставлять работать воображение, чтобы понять, в какие лабиринты заведет "случай особого рода": достаточно дождаться начала следующего года, когда Косово объявит независимость.

Сербы Митровицы, что на границе с Сербией, немедленно объявят об отказе подчиняться законной столице - Белграду. Их примеру могут последовать сербские анклавы на юге. И это поставит Европейский Союз и НАТО в затруднительное положение. Считать сербов сепаратистами? Действительно, сложно. Признать их право на отказ? Еще сложнее. Может Евросоюз дать право на самоопределение албанцам и отказать в нем сербам? И если даст его сербам, может ли отказать в нем другим меньшинствам в Косово, а их около двенадцати? Очевидно, что когда принцип самоопределения переходит за пределы неприкосновенности границ, он лавинообразно превращается в принцип бесконечного разделения.

Это было ясно с самого начала распада бывшей Югославии, когда один шутник позвонил в агентство новостей и объявил об отделении своей виллы и прилегающего сада. Но, по крайней мере, тогда федеральная Конституция смутно признавала право республик на отделение. Косово никогда не было республикой, и по любому законодательству, внутреннему или международному, имеет право на независимость не больше, чем Страна Басков, Корсика или Урюпинский район с близлежащими селами.

Очевидно, Сербия может помочь распутать эту неразбериху, если согласится на независимость Косово не только фактически, но и формально.

В конце концов, Белград отдает себе отчет в том, что албанская провинция сегодня - это, прежде всего, бремя. И своим согласием может получить преференции для вступления в Евросоюз.

Официально этот бартер никогда не был предложен (и не будет предложен до тех пор, пока Белград не выдаст Младича и Караджича Гаагскому трибуналу). Возможно, однако, что сербское правительство тайно уже взяло на себя такие обязательства и получило гарантии. Но даже если и существует пакт, в особенности, на ближайшее будущее, он внушает такое же доверие, как и европейско-югославские соглашения 1990 года, которые спустя несколько месяцев превратились в бесполезные бумаги. В первую очередь, потому, что сербская политика еще не обрела определенной устойчивости.

В целом, Сербия сегодня европейски ориентированная страна, но соблазняемая при этом предложением России о протекции. В общих чертах - демократическая, но треть ее электората голосует за партии тех, кто обвиняется Гаагским трибуналом.

В общих чертах, она начинает признавать собственные огромные ошибки, но с большими сомнениями. И она не сможет завершить этот главный переход до тех пор, пока Европа не подтвердит на деле, что сербы были не только палачами, но и жертвами: если бы это было не так, их города не кишели бы беженцами. Применять к Сербии только карательную схему и, в случае Косово, нарушать основу международной законности, равнозначно тому, чтобы притопить возмущение, которое рано или поздно снова окажется на поверхности.

Какая потом будет стратегическая рациональность евро-атлантической политики по отношению к Белграду, увидим. Благоприятствуя независимости Черногории и позволяя албанскому криминалитету присутствовать в правительстве Косово, западные хитрецы смогли достичь двух интересных результатов: помогли России вернуться на Балканы и усилили криминальную сеть, которая хозяйничает в Адриатике. Русские скупают черногорское побережье. Сегодня они строят гостиницы, завтра - туристические порты, а послезавтра, кто знает, построят военный порт, в котором материализуется кошмарный сон европейских правительств, мучающий их с конца девятнадцатого века: русские в Средиземноморье!

Что же касается Косово, территории, на которую можно так же легко въехать, как и выехать, то о лучшем не могла и мечтать глобальная сеть организованных черногорских, косовских, албанских, сербских, хорватских, турецких, болгарских и итальянских преступных группировок. Результат пришлось ждать недолго: восточная Адриатика становится перевалочным пунктом для больших партий южноамериканского кокаина, а также более традиционных товаров (афганского героина, иммигрантов, секс-рабынь).

Кто-то скажет, что это плата за атаку НАТО на Сербию в 1999 году. В действительности, именно война позволила избежать расширения уже начавшегося славяно-албанского конфликта (за первые восемь месяцев 1998 года насильственной смертью погибли больше двух тысяч жителей Косово, в четыре раза больше сербов погибли от ударов западной авиации).

Ошибка НАТО была следующей: после поражения Сербии во избежание конфликта с албанскими повстанцами Альянс сразу же отказался управлять Косово так, как следует, то есть с равноудаленностью и решимостью. И передал задачу построения государства Организации Объединенных Наций, которая разместила в Косово самую неэффективную из миссий ООН за последние годы - UNMIK (United Nations Interim Administration Mission in Kosovo).

Наконец-то UNMIK уходит, но с ней исчезнет и тот минимальный судебный и следственный аппарат, который имитировал правовое государство. Его место должны занять посланные Евросоюзом судьи и полицейские, если допустить, что 27 странам ЕС удастся достичь соглашения. Но и в этом случае трудно представить себе, что европейская миссия начнет атаку на криминальную систему, мстительную и хорошо представленную в косовских государственных институтах. Более вероятно, что ЕС пойдет по тому же пути, что хитренькая и безвольная UNMIK.

Все это будет обсуждаться в ближайшие дни в итальянском парламенте. Если все пройдет хорошо, и парламентское большинство выдержит, мы не натворим бед, отколовшись от союзников, и сделаем вид, что независимость Косово это удачная находка. Потом вместе с благоразумными европейцами будем искать способ, как уменьшить убытки.

Программа обширная.

_____________________________________________________

Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Italia

Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей