Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Многая лета 'замороженным конфликтам'!

'Замороженные конфликты' ждет светлое будущее

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если Косово обретет независимость вопреки воли России - и Сербии - будь то путем ее одностороннего провозглашения или под присмотром Евросоюза - дальнейшие задачи могут радикальным образом измениться. Западу стоит стремиться не к урегулированию 'замороженных конфликтов', а, по крайне мере на краткосрочную перспективу, к сохранению нынешней ситуации в неизменном виде

Западные страны могут сколь угодно раз повторять, что Косово - случай особый, что его нельзя будет использовать как прецедент для иных сепаратистских регионов в других европейских государствах, тем не менее вопрос о независимости бывшей сербской провинции таит в себе 'вирус', который может получить широкое распространение. Если даже оставить за рамками хрупкие институциональные структуры на Балканах, например, в Боснии и Герцеговине или в Македонии, распад многонациональных государств привел к появлению в Европе и на ее границах того, что принято называть 'замороженными конфликтами'.

В начале 1990-х годов имели место вооруженные столкновения между представителями власти и меньшинствами, которые хотели стать большинством на своей земле, порою решая это вопрос крайне просто - изгоняя инородцев, или тех, кого они считали таковыми. Подобное - с различными вариациями, обусловленными конкретными обстоятельствами - происходило в Абхазии, бывшей автономной республике Грузии, в Южной Осетии, опять-таки бывшем автономном регионе той же Грузии, в Нагорном Карабахе, провинции, являющейся яблоком раздора между Арменией и Азербайджаном, в Приднестровье, настоящем российском анклаве в Молдове.

Все эти образования требуют или предоставить им независимость, или дать возможность присоединиться к 'метрополии', но в любом случае - признать их отделение от государства, в состав которого они входили до конца 'холодной войны'. У всех этих конфликтов есть одна общая черта: они касаются территорий, вошедших в состав тех или иных стран в результате искусственной перекройки внутренних границ во времена СССР, по большей части в сталинскую эпоху. (Мы не рассматриваем здесь проблему Кипра, которая обусловлена другими причинами, хотя ее тоже можно назвать 'замороженным конфликтом').

Помимо единичных инцидентов, ситуация в этих регионах на протяжении многих лет неизменна. Государства, в состав которых эти территории входят, не могут вернуть себе над ними контроль, будь то политическими или военными методами. Россия, которая поддерживает сепаратистов, суверенитет их тем не менее не признает. По отвлеченной причине - чтобы не подвергать сомнению принцип территориальной целостности государств, образовавшихся после развала империй. По практической причине - чтобы не тем самым не вызвать распространение вируса на кавказские республики, входящие в состав Российской Федерации.

Поэтому Москва довольствуется тем, что назначает русских на руководящие должности, раздает российские паспорта гражданам этих островков иностранных государств и защищает самопровозглашенные правительства с помощью солдат в головных уборах, смутно напоминающих голубые каски ООН. Американцы и европейцы вяло выражают недовольство существованием этих очагов нестабильности и периодически призывают Кремль посодействовать 'размораживанию' конфликтов.

Если Косово обретет независимость вопреки воли России - и Сербии - будь то путем ее одностороннего провозглашения или под присмотром Евросоюза - дальнейшие задачи могут радикальным образом измениться. Западу стоит стремиться не к урегулированию 'замороженных конфликтов', а, по крайне мере на краткосрочную перспективу, к сохранению нынешней ситуации в неизменном виде. 'Размораживание' конфликтов может ускорить распад государств (в данном случае Молдовы, Грузии) в пользу преданных Москве регионов.

Однако нет уверенности в том, что Россия захочет, чтобы процесс обретения этими регионами независимости набирал обороты, и не только потому что это подаст дурной пример республикам входящим в Федерацию. Статус-кво для Москвы идеален. Таким образом Россия получает средство давления на своих соседей, а также может способствовать тому, чтобы на территории государств, ориентированных на Запад, не исчезали эти оттягивающие на себя их силы явления.

Западные же страны должны будут смирится с этой ситуацией, иначе они рискуют вызвать цепную реакцию. Так что 'замороженные конфликты' ждет светлое будущее.

______________________________

Непризнанные государства ("The International Herald Tribune", США)

Если Косово станет свободным ("The Economist", Великобритания)

Путин играет с огнем ("Le Monde", Франция)