Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
"Аналитические оценки разведывательных служб" по Ирану носят беспрецедентный характер в том смысле, что они скорее всего приведут к пересмотру политического курса США по отношению к Исламской Республике. Впрочем, 'круги' от этого доклада разойдутся не только в Персидском заливе. Он способен повлиять на отношения Соединенных Штатов с Россией и Европой, и отразиться на репутации Америки в мире

"Аналитические оценки разведывательных служб" (National Intelligence Estimate) по Ирану носят беспрецедентный характер в том смысле, что они скорее всего приведут к пересмотру политического курса США по отношению к Исламской Республике. Впрочем, 'круги' от этого доклада разойдутся не только в Персидском заливе. Он способен повлиять на отношения Соединенных Штатов с Россией и Европой, и отразиться на репутации Америки в мире.

Доклад уже порождает победителей и проигравших - как у нас в стране, так и за рубежом. Среди тех, кто выиграл - президент Махмуд Ахмадинежад (Mahmoud Ahmadinejad), поставивший себе в заслугу переход Ирана в разряд 'ядерных государств', и высмеявший США и их разведывательное сообщество за то, что их оценки основываются на 'неточных разведданных'.

Г-н Ахмадинежад почти признал, что у Ирана либо уже есть бомба, либо он близок к ее созданию. Если теперь США откажутся от давления на Тегеран, результатом может стать укрепление позиций 'ястребов' в составе клерикального режима.

Среди других 'выигравших' можно назвать Россию, Китай и ЕС. Москва и Пекин теперь могут возражать против будущих требований США в Совете Безопасности ООН на том основании, что сама же американская разведка пришла к выводу - сегодня в Иране военная ядерная программа не осуществляется.

Владимир Путин сможет и дальше повторять, что размещение американской системы ПРО в Европе направлено не против Ирана, а против России, и продолжать активное противодействие этим планам - вплоть до нацеливания собственных ракет на европейские объекты.

Тегеран расходует миллиарды на создание арсенала баллистических и крылатых ракет (при этом радиус действия новых моделей постоянно увеличивается) с помощью северокорейских, российских и китайских технологий. Огромные деньги были потрачены и на обучение сотен физиков-ядерщиков и инженеров в лучших военно-технических ВУЗах России и других стран. Вряд ли после этого им поручат налаживать производство игрушек.

В Европе многие теперь смогут заявить, что Иран не так опасен, как утверждалось раньше, а потому нет и оснований запрещать инвестиции в его энергетический сектор. Французские и немецкие компании будут рады возможности продолжать в этой стране 'нормальный бизнес'.

В самих США аналитики разведслужб до сих пор каются за то, что не осмелились возразить администрации по поводу оценок по Ираку. Теперь разведывательное сообщество может поздравить себя с тем, что сумело дистанцироваться от политики Белого дома в иранском вопросе. Многие считают, что в свое время администрация сначала вынудила спецслужбы 'скорректировать' разведданные в соответствии с собственными политическими планами, а затем неоправданно свалила на них вину за неудачи в Ираке.

Другое ведомство исполнительной власти, оказавшееся в числе победителей - это Госдепартамент; проиграв несколько 'баталий' за влияние Белому дому и Пентагону в канун иракской войны, сегодня он снова на коне.

Среди проигравших - президент Буш, вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney) и последние оставшиеся во власти неоконсерваторы. Вряд ли теперь кто-либо пожелает признать США в роли мирового лидера, а основы нашего политического курса по Ирану поставило под сомнение наше собственное разведывательное сообщество.

Для 'неоконов' наступил час расплаты за призывы к войне против Ирака. Возможно в тот раз они закричали 'Волк, волк!' преждевременно. Но сегодня не исключено, что настоящему волку позволят ускользнуть из овчарни.

Если США 'выйдут из игры' по Ирану, это может привести к подрыву репутации Америки на всем пространстве от Варшавы и Праги до Кувейта и Саудовской Аравии. Умеренным государствам Персидского залива Тегеран внушает ужас. Однако они не в состоянии противостоять ему без посторонней помощи, и, возможно, вынуждены будут смириться с иранской гегемонией в регионе.

Еще одним проигравшим - если Вашингтон полностью откажется от реальной угрозы применить силу в отношении Ирана - станет Израиль. Министр обороны этой страны Эхуд Барак (Ehud Barak) и его заместитель Эфраим Снэ (Efrain Sneh), который последние 15 лет отслеживал деятельность Ирана по созданию баллистических ракет и его ядерную программу, не согласились с выводами доклада. Однако нынешний 'алармизм' Тель-Авива будет теперь использоваться, чтобы вбить клин между США и еврейским государством.

Для 'неоконов' все дело сводится к политическому поражению тактического характера. Для Израиля же полследствия случившимися могут оказаться фатальными, поставив под угрозу само его существование.

Никогда еще со времен противостояния 'группы А' и 'группы Б' по вопросу о советской угрозе в 1970-е гг. оценки разведслужб не играли столь важной роли в американской внешней политике. Однако главный вывод последних 'Аналитических оценок' по сути заключается в следующем: американское разведывательное сообщество не может с уверенностью сказать, возобновил ли Иран попытки создать или приобрести ядерное оружие.

Этот документ закладывает основу для резкого разворота американской внешней политики, и служит предвестником дальнейшего ослабления уверенности мирового сообщества в могуществе США.

Скептики уже вовсю критикуют доклад, отмечая, что трое его основных авторов - эксперты по проблемам контроля над вооружениями и дипломаты, а не специалисты по Ирану или сотрудники разведки, искушенные в тайных операциях и методах этой профессии, и поэтому их способность понять тонкости иранского политического процесса, а также 'источники и методы' сбора разведданных несколько ограничена. Кроме того, некоторые наблюдатели обвиняют авторов 'Аналитических оценок' в преследовании узкопартийных целей.

Более того, в опубликованном отрывке из доклада (обнародовано 9 страниц из 150) утверждается, что Иран приостановил военную ядерную программу в 2003 г., но при этом в качестве возможной причины такого решения не назван ввод американских войск в Ирак и освобождение Афганистана. Возможно многие в руководстве Ирана, включая тогдашнего президента Мохаммада Хатами (Mohammad Khatami), считали необходимым начать переговорный процесс с Вашингтоном, чтобы не оказаться в окружении военных группировок США и проамериканских режимов - и даже избежать чего-то худшего.

В тот момент временная приостановка военной ядерной программы выглядела логичным тактическим козырем на переговорах, но то, что она осталась в 'замороженном состоянии' после 2005 г., когда к власти пришел Махмуд Ахмадинежад с его леденящей кровь риторикой, представляется сомнительным.

Публикация 'Аналитических оценок' стала последним на сегодняшний момент столкновением между сторонниками 'жесткой линии' в отношении Ирана, и теми, кто полностью отдает предпочтение дипломатии перед применением силы, или даже угрозой применения силы.

Главная проблема с этим докладом заключается в том, что он может помешать администрации использовать эффективную угрозу применения силы в качестве внешнеполитического орудия в отношении противника, не скрывающего своих антиамериканских намерений и планов геноцида. А такого не должно было случиться.

Любому студенту-первокурснику, изучающему международные отношения, объясняют, что для достижения внешнеполитических целей нельзя исключать никаких вариантов действий, в том числе и силового. Причем это не означает, что силу в конечном итоге непременно придется применять.

И какому бы политическому курсу ни отдавалось предпочтение, те, кто обыгрывает последние 'Аналитические оценки', заявляя, что 'сегодня у Ирана не существует военной ядерной программы', попросту вводят людей в заблуждение - вольно или невольно.

Ариэль Коэн - старший научный сотрудник аналитического центра Heritage Foundation

* * *

* В 1976 г. в ЦРУ началось проведение эксперимента по анализу советского военного потенциала двумя конкурирующими командами - 'группой А' (специалистами самого Управления, составлявшими 'Аналитические оценки разведслужб') и 'группой Б', состоящей из независимых экспертов во главе с Ричардом Пайпсом . 'Группа Б' пришла к выводу, что аналитики ЦРУ недооценивают советскую военную мощь и неверно истолковывают стратегические планы Москвы. Мнение этой группы было положено в основу масштабной программы по наращиванию вооружений при президенте Рейгане. Позднее ряд экспертов и тогдашний директор ЦРУ Джордж Буш-старший утверждали, что ошибочными оказались как раз оценки 'группы Б'. (Вернуться к тексту статьи)

___________________________________

'Схлопывание' американской политики по Ирану вызывает сожаление в Европе ("The International Herald Tribune", США)

Один - ноль в пользу русской разведки ("Los Angeles Times", США)

Иран и польский вопрос ("Tygodnik Powszechny", Польша)