Wednesday, December 12, 2007; A29
Новость о том, что Дмитрий Медведев кандидат Владимира Путина на предстоящих президентских выборах, хочет, чтобы Путин стал в следующем году премьер-министром, открывает Путину один из путей к сохранению власти после окончания срока полномочий. У Путина практически нет иного выбора, кроме как оставаться у власти как можно дольше.
Год назад один известный российский журналист спросил меня: 'Правда ли, что Путин обладает состоянием в 35-40 миллиардов долларов?' (Разумеется, этот журналист давно был исключен из подконтрольных Кремлю СМИ).
Этой осенью авторитетный польский журнал 'Wprost' опубликовал свой ежегодный ответ 'Forbes' - список самых богатых людей Восточной Европы. Помимо хорошо известных глав корпораций, в нем присутствует Геннадий Тимченко, малоизвестная фигура с состоянием, оцениваемым в 20 миллиардов долларов. Тимченко, мелкий нефтетрейдер, проживающий в Женеве, родом из Санкт-Петербурга, где у него дача в одном элитном дачном поселке с Путиным.
Впервые я услышал о Тимченко в феврале 2004 г. Иван Рыбкин, российский политик, смело бросивший вызов Путину в ходе президентской кампании, проходившей тогда в России, заявил, что Путин - 'один из крупнейших олигархов', и что он действует через трех посредников, один из которых - Тимченко. Рыбкин утверждал, что группа Путина-Тимченко растаскивает активы осажденного нефтяного гиганта 'ЮКОС'. Вскоре после этого он исчез при таинственных обстоятельствах, а, появившись вновь, был вынужден прекратить свою кампанию.
Действительно частная нефтяная компания 'ЮКОС' была поглощена государственной 'Роснефтью', которую возглавляет Игорь Сечин, ближайший советник и соратник Путина. Конфискация, начавшаяся в 2003 г., была официально обоснована не очень убедительными ссылками на нарушения налогового законодательства. 'Роснефть', вероятно, заработала на активах 'ЮКОСа' около 100 миллиардов долларов, американские инвесторы 'ЮКОСа' потеряли не менее 7 миллиардов; а некоторые утверждают, что убытки составили целых 12 миллиардов. В октябре подкомитет по внутренней и международной монетарной политике комитета Палаты представителей по финансовым услугам провел слушания по этому вопросу, в ходе которых я давал показания.
Однако администрация Буша не опротестовала возмутительной конфискации американской частной собственности. В октябре 2004 г. тогдашний государственный секретарь Колин Пауэлл выразил решительную поддержку Путину: 'Российский народ вышел из постсоветской эпохи в состоянии полнейшего хаоса - да, было много свободы, но это была свобода красть у государства, а президент Путин, придя к власти, восстановил чувство порядка в стране, поступив так, как требует демократия'. Путин оценил эти слова и, возможно, даже вдохновился ими. Два месяца спустя основное нефтяное месторождение 'ЮКОСа' было продано 'Роснефти' на аукционе, который экономический советник Путина Андрей Илларионов назвал 'аферой года' (за что и был уволен). Американские акционеры 'ЮКОСа' начали осознавать, что у Соединенных Штатов нет ни одного действующего соглашения, гарантирующего их права собственности. Между тем, европейские инвесторы могут подавать иски против российского государства на основании целых трех договоров.
Конфискация 'ЮКОСа' не стоила Путину ничего. Фактически, она спровоцировала большую волну ренационализации в посткоммунистическом мире. Его питерские приятели захватывают одну крупную, хорошо управляемую частную компанию за другой, превращая их в менее эффективные государственные фирмы. Один из близких друзей Путина по КГБ Леонид Рейман работает у него министром информационных технологий и связи. В прошлом году независимый арбитражный суд в Цюрихе постановил, что Рейман, несмотря на свои опровержения, является реальным владельцем российских телекоммуникационных активов, стоимость которых составляет на сегодняшний день не менее 6 миллиардов долларов. Рейман накопил это гигантское состояние, будучи государственным чиновником - отчасти благодаря выгодным приватизационным сделкам, отчасти благодаря привилегированным лицензиям, выданным его компаниям. Правительство, имеющее хоть какие-то стандарты, выгнало бы такого чиновника, но Путин противодействовал распространению этой негативной информации в России и оставил Реймана на его посту, показав, что коррупция для него приемлема.
Накануне недавних выборов в Думу российская газета 'Коммерсантъ' опубликовала пространное интервью с российским бизнесменом Олегом Шварцманом. Он произвел сенсацию, рассказав о захвате частных предприятий в пользу чиновников КГБ и назвав свою деятельность 'бархатной реприватизацией'. Представители Кремля опровергают его слова.
Еще более поразительным было интервью, данное в ноябре немецкой газете Die Welt российским политическим аналитиком Станиславом Белковским, известным своими связями в Кремле. Белковский, инициатор атаки Кремля против 'ЮКОСа', заявил, что Путин контролирует определенный процент акций трех компаний ('Сургутнефтегаза', "Газпрома" и компании Тимченко Gunvor), общей стоимостью около 40 миллиардов долларов. Путин никак не прокомментировал это заявление.
По данным организации Transparency International, Россия становится все более коррумпированной, в то время, как другие посткоммунистические страны сдерживают у себя коррупцию. Фундаментальная дилемма для России и Путина заключается в том, что настолько коррумпированная система не может быть очень стабильной. Сложнее понять, почему президент Буш не ставит этот вопрос перед Путиным и даже не защищает интересы американских граждан и корпораций.
Андерс Аслунд - старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона. Его последняя книга называется 'Капиталистическая революция в России: почему рыночные реформы оказались успешными, а демократия - нет'. (Russia's Capitalist Revolution: Why Market Reform Succeeded and Democracy Failed)
____________________________________
Для друзей Владимира - все самое лучшее ("The Weekly Standard", США)
Россия Инкорпорейтед ("The Weekly Standard", США)