Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Президент-аппаратчик?

Почему Россия думает, что Путин будет на стороне Медведева

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Теперь возникают новые вопросы. Сможет ли молодой и энергичный любитель рок-музыки Дмитрий Медведев вернуть Россию назад - к демократии западного образца? Насколько самостоятелен и независим он будет, действуя в тандеме с Путиным? И насколько устойчивым окажется такое партнерство? Возникает также вопрос о том, удастся ли в результате этой грандиозной политической сделки в ближайшей и дальнейшей перспективе удержать под контролем вспыхнувшую недавно кремлевскую междоусобицу между проводниками жесткой политики и более либеральными группировками.

Для человека, проведшего годы своего становления в сумрачном мире шпионажа, Владимир Путин показал себя вполне успешным политиком-шоуменом.

Всего два месяца назад российский президент удивил всех, заявив о том, что возглавит избирательный список кандидатов от прокремлевской партии 'Единая Россия'. Тем самым он превратил прошедшие неделю назад парламентские выборы в конкурс популярности, выступив на нем в качестве единственного участника, состязавшегося с самим собой.

Та неуклюжая и грубая манера, в которой Кремль добивался убедительной победы для 'Единой России' (хотя в ней никто и не сомневался), вызвала необычайно жесткую критику как со стороны Запада, так и со стороны внутренней демократической оппозиции. Но пока зарубежные лидеры рвали и метали по поводу того, что выборы в парламент - а вместе с ними и мартовские президентские выборы - могут столкнуть Россию в пропасть авторитаризма, Путин поддержал в качестве своего преемника на посту президента кандидатуру Дмитрия Медведева - человека довольно либерального и ориентированного на Запад.

Хотя Медведев еще два года назад был назван одним из потенциальных преемников и какое-то время даже был фаворитом, павший на него выбор стал в итоге неожиданностью. Считалось, что Медведева обгоняют сторонники более жесткой линии - его коллега, первый заместитель премьер-министра Сергей Иванов и почти никому не известный Виктор Зубков, которого Путин назначил премьер-министром в сентябре в результате еще одного драматического переворота . 'Путин любит вытащить кролика из шляпы - а потом вдруг оказывается, что это опоссум', - говорит один западный политический аналитик.

И вот Медведев, пока несколько скованно выступая по телевидению, предложил во вторник Путину стать его премьер-министром. Хотя уходящий скоро со своего поста президент не дал ответа, именно на эту должность он намекал в октябре, говоря о своих планах на перспективу, когда он должен будет покинуть президентское кресло, как того требует российская конституция.

В тот момент он выдвинул два условия: 'Единая Россия' должна одержать победу на парламентских выборах, а президентом должен быть избран 'порядочный, способный и современный человек... с которым я смогу работать'. Оглядываясь назад, понимаешь, что это определение очень точно подходит к Медведеву.

Похоже, что одним махом оказалась решенной трудная проблема передачи власти, которая будет происходить лишь во второй раз после распада Советского Союза. Предотвращены любые неожиданности, и теперь россияне знают не только того, кто будет их следующим президентом, но и, вполне вероятно, кто будет их следующим премьером. Им остается только поставить галочку напротив фамилии Медведева 2 марта. Несмотря на неоспоримую популярность Путина, реакция рядовых россиян во вторник была похожа на ту, которую они проявили во время парламентских выборов. Ее можно назвать 'смущенной покорностью'.

Операция 'Преемник', как ее окрестили московские средства массовой информации, показывает, в какой степени российская демократия превратилась в послушный инструмент утверждения решений, принимаемых узким кругом людей внутри кремлевских стен. Теперь возникают новые вопросы. Сможет ли молодой и энергичный любитель рок-музыки Дмитрий Медведев вернуть Россию назад - к демократии западного образца? Насколько самостоятелен и независим он будет, действуя в тандеме с Путиным? И насколько устойчивым окажется такое партнерство? Возникает также вопрос о том, удастся ли в результате этой грандиозной политической сделки в ближайшей и дальнейшей перспективе удержать под контролем вспыхнувшую недавно кремлевскую междоусобицу между проводниками жесткой политики и более либеральными группировками.

Один из источников стабильности заключается в том, что Путин наверняка будет играть важную роль в администрации Медведева. Действительно, многие считают, что именно Путину будет принадлежать реальная власть - по крайней мере, в первые годы. Медведев работает на нынешнего президента последние 17 лет; его считают протеже и политической креатурой Путина. Некоторые аналитики говорят, что их отношения похожи на отношения отца и сына. В собрании интервью Путина, которое в 2000 году стало своего рода автобиографией президента, он называет Медведева в числе тех, кому доверяет больше других. Его единственного Путин называет по-дружески уменьшительно - 'Дима'.

Некоторые обозреватели делают предположения о том, что в силу своей лояльности и молодости (Медведеву всего 42) он даже может пойти на огромное политическое самопожертвование и досрочно уйти в отставку, если Путин пожелает вернуться в президентское кресло после выборов 2012 года или еще раньше. У других в отношении его молодости иные оценки. 'Теориям заговоров, твердящим о возврате Путина на пост президента вскоре после 2008 года, нанесен серьезный удар, поскольку Медведев самый молодой из всех кандидатов... вряд ли он захочет сокращать свой президентский срок', - говорит экономист из московского отделения Deutsche Bank Ярослав Лисоволик. Но многие политические аналитики утверждают, что Медведев будет уступчив и послушен Путину - по крайней мере, на начальном этапе.

То, что он больше похож на либерала, нежели его ближайшие конкуренты в борьбе за президентский пост - Иванов и Зубков, также породило надежды на проведение следующей администрацией более прозападного и более расположенного к бизнесу курса. Появились предположения, что Медведев может начать разворачивать Россию в сторону более открытой демократии, что он ослабит давление на средства массовой информации и гражданское общество, что он хотя бы частично свернет гиперцентрализацию путинского периода. Например, Медведев усомнился в концепции 'суверенной демократии', изобретенной кремлевским идеологом Владиславом Сурковым. Идея эта заключается в том, что Россия должна идти к демократии своим собственным курсом, свободным от давления извне. Он вторит критикам из оппозиционного лагеря, заявляя, что демократия - это такое понятие, к которой неприменимы качественные прилагательные.

Российская финансовая группа Pharos на этой неделе обратилась к инвесторам с заявлением, в котором отметила, что выбор Медведева 'поможет обозначить наследие Путина и изменить восприятие России Западом'.

'Хотя Россия по-прежнему остается однопартийным государством, теперь она в своем развитии больше похожа на Японию, Мексику или Швецию. Все эти страны прошли через схожие этапы политической адаптации', - отмечается в заявлении.

Однако из выступлений и интервью Медведева можно сделать вывод о том, что его взгляды очень схожи со взглядами Путина. Да это и не удивительно для человека, возглавляющего государственную газовую монополию 'Газпром'. Он выступает за государственный контроль над энергоресурсами и за то, что Кристофер Гранвиль (Christopher Granville) из консалтинговой фирмы Trusted Sources называет 'общей ответственностью государства и бизнеса за благосостояние России'.

Большая часть инвесторов прежде всего видит в Медведеве гарантию преемственности курса, который направлен на привлечение запланированного триллиона долларов инвестиций в модернизацию российской транспортной, промышленной и социальной инфраструктуры. Гранвиль полагает, что наиболее подходящей характеристикой для вероятного следующего президента России будет не слово 'либерал', а слово 'модернизатор'.

Некоторые знающие люди также отвергают мысль о том, что Медведеву можно приклеить ярлык либерала. Бывший экономический советник Путина Андрей Илларионов, хорошо знающий Медведева, говорит, что он 'не либерал, но человек с гражданской стороны'. Иными словами, он не принадлежит к клану силовиков - бывших военных и сотрудников спецслужб. По словам Илларионова, из двух лагерей режима - силовиков и бюрократов - Медведев представляет бюрократический лагерь.

Это может стать самой большой опасностью для Медведева-президента. Если, как говорил Уинстон Черчилль, российская политика напоминает 'собачий бой под ковром', то ковер этот в последние месяцы колышется и трясется очень активно. Появились признаки междоусобной борьбы внутри далеко не монолитных спецслужб, а также между силовиками и либералами. Многие московские аналитики говорят, что кажущийся тщательно подготовленным план передачи власти на самом деле мог быть несколько раз переписан, поскольку последние события стали для Путина серьезным ударом.

Один хорошо информированный банкир приводит в качестве примера слова нескольких источников, заявивших, будто кремлевский идеолог Сурков не знал о том, что Путин объявит в октябре о своем решении возглавить список 'Единой России'. На самом деле, показалось, что президент писал свою речь прямо на партийном съезде.

Внутренняя борьба приобрела открытый характер как раз в день выступления президента. В этот день вооруженные люди арестовали в московском аэропорту высокопоставленного руководителя из российской федеральной службы наркоконтроля. Генерал Александр Бульбов вел расследование резонансного дела о контрабанде и отмывании денег, к которому были причастны высокие должностные лица из российских правоохранительных структур, и которое в прошлом году привело к серьезным перестановкам в прокуратуре.

Начальник Бульбова Виктор Черкесов нанес ответный удар, опубликовав в деловой газете 'Коммерсант' беспрецедентное открытое письмо, в котором предупредил, что внутренняя борьба за власть и влияние грозит разорвать на части правящую 'корпорацию' тайной полиции.

Аналитики видят в этой междоусобице борьбу за укрепление своих позиций, которая ведется между соперничающими между собой группировками силовиков. Первую возглавляет Черкесов. Считается, что на ее стороне Генеральная прокуратура. Во главе второй стоит директор ФСБ (в прошлом КГБ) Николай Патрушев и таинственный заместитель главы кремлевской администрации Игорь Сечин. Вторая фракция вступила в альянс с недавно созданным Следственным комитетом.

Междоусобная борьба вспыхнула с новой силой в прошлом месяце, когда был арестован близкий соратник либерального министра финансов Алексея Кудрина. Заместителя министра Сергея Сторчака обвинили в попытке хищения государственных средств на сумму 43,5 миллиона долларов. Задержали его прямо перед вылетом в ЮАР на переговоры по долгам, куда он должен был отправиться вместе с Кудриным. Министр был изумлен, когда Сторчак не прибыл в аэропорт.

Затем, накануне парламентских выборов, газета 'Коммерсант' опубликовала интервью с руководителем одного фонда, который заявил, что проводит кампанию 'бархатной реприватизации' российской собственности при поддержке членов президентской администрации. Менеджер фонда Олег Шварцман также заявил, что управляет активами на сумму 3,2 миллиарда долларов от имени неназванных политических фигур, тесно связанных с кремлевской администрацией. Он сказал, что получает указания от Сечина, но не напрямую. Позднее Шварцман отказался от части интервью, но 'Коммерсант' настаивает на своей версии.

Один бывший посвященный человек говорит, что внутренние распри свидетельствуют о подготовке силовиков к захвату власти. Междоусобица совершенно определенно заставила Путина пойти на получение весомого мандата доверия в ходе парламентских выборов. Этим он показал свою силу. Как говорит политический аналитик из Московского центра Карнеги Николай Петров, Путину придется какое-то время продолжать играть роль арбитра враждующих сторон. 'Из-за той структуры власти, которую создал Путин, он является единственным человеком, способным обеспечить равновесие, - говорит Петров. - Я думаю, что Дмитрий Медведев станет объектом серьезных нападок со стороны силовиков'.

Однако бывший генерал КГБ Алексей Кондауров отмечает, что успешное завершение операции 'Преемник' будет в итоге свидетельствовать о дальнейшем укреплении позиций правящей группировки Путина: 'Все эти люди несвободны. Все они связаны с одной командой. Путин сотворил их, и все они зависят от него'.

_____________________________________________________________

Клан и его план ("The Financial Times", Великобритания)

Человек Путина ("The Wall Street Journal", США)