Одним из основных предвыборных лозунгов лидера партии 'Гражданская платформа' Дональда Туска было обещание нормализации отношений Польши с некоторыми странами Западной Европы (в первую очередь с Германией) и Россией. Вся тогдашняя оппозиция правительству Ярослава Качиньского в пух и прах раскритиковала линию внешней политики, избранную консервативной партией 'Право и справедливость', за ее, как считала оппозиция, авантюризм и нерациональность.
Поэтому было естественным услышать в обращении уже премьера Туска к Сейму и в выступлениях нового министра иностранных дел подтверждение курса на либерализацию отношений с зарубежными странами. Дональд Туск позволил себе в выступлении даже такое смелое обещание, как вывод польских войск из Ирака. В чем реально может проявиться либерализация, если отбросить политическую риторику и постараться спрогнозировать изменение поведения Польши на международной арене?
Для начала следует остановиться на новом министре иностранных дел Польши - Радославе Сикорском. Это тот случай, когда личность имеет значение. Господин Сикорский принадлежит к относительно молодой генерации польских политиков (1963 года рождения), которая идейно формировалась под влиянием движения 'Солидарность' в 80-е прошлого столетия. Он был активным оппозиционером в 80 е, в 1981-1989 гг. пребывал в Великобритании в статусе беженца, где работал журналистом. Женат на американской журналистке, писавшей, в том числе, о ГУЛАГе. С 1992 года Сикорский включился в политическую жизнь Польши, причем был связан скорее с право-консервативной частью польской политической сцены: входил в партию 'Движение возрождения Польши', где в период премьерства лидера партии Яна Ольшевского был заместителем министра обороны, отметился активными действиями в направлении интеграции Польши в НАТО. В более либеральном правительстве премьера Ежи Бузка в 1998- 2001 гг. Сикорский являлся замминистра иностранных дел, отвечал за связи с диаспорой, был председателем фонда 'Помощь полякам на Востоке'.
В 2005 году Радослав Сикорский стал сенатором по спискам партии 'Право и законность'. В 2005-2007 гг. был министром обороны Польши, причем как в правительстве Марцинкевича, так и в правительстве Ярослава Качиньского. Еще в июне 2006 года Сикорский сам признался в факте сотрудничества с 1995 года с военной разведкой Польши, тогда же (по совету президента Леха Качиньского) отказался от британского подданства. Однако сам 7 февраля 2007 года подал в отставку, будучи не согласным с действиями шефа военной контрразведки Польши Антония Мацеревича. А уже 21 октября был избран сенатором по спискам 'Гражданской платформы'.
Стоит отметить, что в отличии от некоторых других бывших союзников братьев Качиньских, Сикорский отошел от сотрудничества с ними без публичного скандала, хотя (особенно в период предвыборной гонки) не раз отмечал, что в окружении президента против него затевали дворцовые интриги.
Из этого можно сделать вывод, что Радослав Сикорский вряд ли сильно изменился идеологически с февраля 2007 года, его уход из партии Качиньских был обусловлен личным конфликтом. Его востребованность Туском объясняется скорее высоким профессионализмом и большим опытом Сикорского, чем верой в то, что новый министр за полгода стал либералом.
ПОЛЬСКО-НЕМЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ
При правительствах 'Права и справедливости' кризис в польско-немецких отношениях был обусловлен двумя проблемами: отказом Германии подтвердить на правительственном уровне свое несогласие с требованиями общественных организаций переселенных из Польши немцев по отношению к Варшаве. Сильное раздражение польских политических элит вызывали также немецко-российские отношения в топливно-энергетическом секторе, проблема газопровода в обход Польши.
Можно предположить, что в отношениях с Германией Польша, вероятно, займет взвешенно критическую позицию. Польские политики продолжат убеждать немецких коллег в необходимости Германии отмежеваться на правительственном уровне от требований различных реваншистских общественных организаций по отношению к Польше. Сикорский приложит все свои умения для убеждения немцев, что газопровод с Ямала надо вести не по морю, а через Польшу. Радослав Сикорский, занимавшийся в 90 е проблемами польской диаспоры на Востоке Европы, не оставит без внимания и любые европейские начинания Украины, если в Берлине у кого-то будут возникать вопросы насчет целесообразности пути Украины на Запад.
В чем же могут быть изменения? Вряд ли министр Сикорский и правительство Туска в целом будут выдвигать в противовес молчанию немецких властей на тему реваншистов официальные планы о пересмотре немецких компенсаций Польше за оккупацию в период Второй мировой войны, как это пытались делать Качиньские. Любое несогласие Германии с Польшей будет и впредь раскритиковано, но не в ультимативной форме и без символики времен Второй мировой войны. Это объясняется тем, что Туск сделал ставку на явно нелиберального Сикорского с умыслом и готов его воспринимать, но в ответ премьер способен потребовать от него более либеральной риторики в отношениях со стратегически важным соседом. Хотя думаю, что молодое поколение политиков и само понимает, что ультиматум - крайняя мера на международной арене. Ожидать, что польско-немецкие отношения вернутся в русло младший-старший брат, как это часто выглядело при социалистах, не стоит: тогда перед Польшей стояла стратегическая задача входа в ЕС, сегодня она уже там и, будучи способна действовать сама, не требует патронатной опеки.
ПОЛЬША И РОССИЯ
В польско-российских отношениях основные трения возникали по вопросу снятия российского эмбарго на польское мясо (Польша, как известно, в ответ ввела вето, которое не давало возможности начать переговоры на тему нового трактата между ЕС и Россией). Также сильное раздражение Москвы вызывала позиция Варшавы по ПРО и частые воспоминания польских политиков о бедах, которые были принесены Польше Советским Союзом. Варшава, в свою очередь, была недовольна проектом газопровода в обход Польши.
Думается, что Сикорский любым способом постарается убедить Кремль в целесообразности построения газопровода не по морю, а через Польшу. 'Мясную войну' не следует считать закончившейся, несмотря на то, что Польша 6 декабря сняла свое вето в Совете Европы и тем самым перебросила мяч на поле россиян. Сикорский сделал жест - далее дело за Кремлем. Если Москва не снимет эмбарго в обозримом будущем - польское вето может снова стать актуальным.
Говоря об исторических проблемах между Польшей и Россией, таких как Катынь, трудно предсказать, как отношения на этом участке будут развиваться далее: польское общество слишком сильно чувствует обиду за репрессии и 40 лет пребывания в социалистическом строе, чтобы польские власти 'не обращали внимания' на то, откуда пришли эти беды, современные же российские политики излишне болезненно реагируют на воспоминания о несчастьях, принесенных советским коммунизмом. При таком положении возможно все.
Можно предположить, что решение Варшавы по размещению ПРО будет приниматься без оглядки на Кремль. Даже если по этому вопросу будет объявлен референдум, то это можно будет назвать скорее уверенностью правительства Туска в своих силах, чем победой Москвы. Скорее всего, в отношениях изменится риторика, но не главная линия. В случае несогласия Германии и России изменить маршрут газопровода Польша использует все свое влияние, чтобы не допустить его построения в обход своей территории.
ПОЛЬША, ЕС И США
В период правительств 'Права и справедливости' в Западной Европе звучало много обвинений в адрес Польши, что она, став политической частью Европы де-юре, не хочет становиться ей де-факто. В качестве обвинительных аргументов Брюссель использовал и факт польского вето на Россию, и согласие на размещение ПРО без консультаций с коллегами по ЕС, и самое главное - возможное вето Польши в вопросе принятия нового трактата, реформирующего ЕС.
Критика Качиньских за излишнее упрямство в Европе и сильный американизм были характерны и для всего оппозиционного периода 'Гражданской платформы'.
Здесь возникает вопрос: ведь министр Сикорский, всю свою политическую жизнь был сторонником проамериканской ориентации Польши. Да, действительно, сложно изменить жизненные взгляды за пару месяцев. Туск и лидеры 'Гражданской платформы' были, напротив, сторонниками весьма умеренного американизма. Одним из основных идеологических постулатов 'Гражданской платформы' является то, что Польша - неотъемлемый элемент западноевропейской политической архитектуры. Нет, Качиньские, как и все нормальные поляки, также были с этим всегда согласны. Но они при этом являлись сторонниками Республиканской партии США, которая рассматривает Европу как часть цивилизованного мира во главе с США. Ведущие политики 'Гражданской платформы' склонны скорее видеть Европу независимой частью цивилизованного мира.
Способен ли Дональд Туск найти реальный баланс между этими двумя идеологиями - покажет время. Пока же он, несмотря на жесткую критику польских левых, не планирует при подписании договора о реформировании ЕС подписывать Хартию основных прав и свобод ЕС. То, что Туск высказывается за скорейшее введение евро в Польше, - момент скорее экономического, чем политического характера. Обещания про вывод войск из Ирака и более взвешенное отношение к вопросу размещения ПРО в Польше могут так и остаться обещаниями, так как вывести войска обещали и братья Качиньские, а ввел их туда абсолютно, казалось бы, не проамериканский социалист Квасьневский и его правительство.
Думается, что под влиянием изменения стиля поведения польских политиков в Европе, что происходит уже сейчас, сама Европа способна больше прислушиваться к польским инициативам: следует помнить, что Польша в ЕС новичок и некоторые 'старожилы' ЕС не сразу были в состоянии понять спектр польских интересов, принять тот факт, что ее интересы - часть европейской политики. Стоит учесть, что Туск понимает: Польша - не маленькая Чехия, она может диктовать условия Брюсселю, требовать повышенного внимания Евросоюза к Центру и Востоку Европы.
ПОЛЬША И УКРАИНА
Что ждет польско-украинские отношения в связи с политическими преобразованиями в Польше? Тут вряд ли случатся какие-либо изменения. Польская дипломатия еще в 90 е осознала важность прозападной ориентации Украины. Это признавалось социалистом Квасьневским, консерватором Качиньским, было бы ненормально, если бы от этого отказалась команда Туска. Сам Дональд Туск в октябрьском интервью еженедельнику Wprost перед выборами, касаясь темы Евро-2012, отметил, что весь этот проект является исключительно заслугой украинцев. Это показывает, что новый премьер живет в реальном мире и понимает, что Украина может быть в чем-то лучше Польши, способна быть равноправным партнером. Подобная позиция не может не радовать, поскольку польская журналистика в этом вопросе не может похвастаться объективностью: многие польские журналисты и обозреватели, независимо от возраста, при освещении украинских тем действуют по одной отлаженной схеме: репортаж из любой страны со средним уровнем жизни ниже польского акцентирует внимание исключительно на проблемах и минусах этой страны, часто их гиперболизируя. И в 2007 году в серьезных польских СМИ можно встретить тексты, что в Украине средняя зарплата с трудом дотягивает до 100 евро, люди почти голодают и дальнейшее развитие цепи подобных 'ужастиков'. Этот журналистский подход уже успел отметиться и при начертании перспектив Евро-2012, когда в новостийные ленты некоторых телеканалов вкидывалась плохо проверенная информация о проблемах Украины со стадионной инфраструктурой вместо подачи фактов.
К счастью, уровень польских политиков в вопросе Украины явно превосходит уровень польских журналистов, и Туск здесь не исключение. Депутаты Европарламента от 'Гражданской платформы' всегда подчеркивали в Брюсселе важность Украины для Европы, ее европейскость, да и сама 'Гражданская платформа' является партнерской партией 'Нашей Украины', поэтому украинский вектор внешней политики останется без изменений в худшую сторону. Думаю, что польский Сейм был бы способен признать Голодомор Холокостом, а общая либеральность риторики Туска дает надежду, что процесс исторического примирения Польши и Украины, адекватная оценка польскими политиками и учеными польско-украинской войны в Западной Украине в 1918-1920 гг., УПА и ее роли в украинской истории не повернется вспять.
КСТАТИ
Заместитель главы Секретариата Президента по вопросам внешней политики Александр Чалый, который принимал непосредственное участие в подготовке недавнего официального двухдневного визита в Украину президента Польши Леха Качиньского и встречался с председателем канцелярии польского правительства, в комментарии 'Дню' сказал, что украинско-польские отношения носят стратегический характер на основе объективных вызовов современности. По его мнению, никакое изменение правительства в Польше не повлияет на стратегических характер этих отношений. Чалый сказал, что он не увидел никаких принципиальных расхождений между позицией польского президента и правительством. 'Они просто невозможны. Но, несомненно, нам нужно как можно быстрее обеспечить диалог на уровне правительств. Мы ожидаем, что в ближайшее время после формирования 'оранжевого' правительства состоятся контакты между премьер-министрами Польши и Украины. Потому что у нас на повестке дня имеется ряд вопросов, которые носят исключительно межправительственный формат и некоторые из них, как, например, соглашение о Евро-2012, требуют ускорения работы. Об этих вопросах я говорил с представителями польского правительства, и по ним имеется полная поддержка', - отметил А. Чалый.
__________________________________________
Как сотрудничать с путинской Россией? ("Rzeczpospolita", Польша)
Туск под Москвой ("Wprost", Польша)