В понедельник появилась некоторая ясность в ответе на вопрос о том, что ожидает Россию в будущем. Судя по всему, она станет официальным энергетическим конгломератом - Прощай, Россия; Здравствуй, Газпромия!
"Нефтедипломатия" является отличительной чертой российской внешней политики с тех пор, как мировые цены на нефть начали расти. Похоже, отныне все попытки провести грань между политикой и бизнесом будут терпеть неудачу.
Соответственно, назначенный преемник президента России Владимира Путина становится фаворитом запланированных на март будущего года президентских выборов. Четыре партии российской Государственной Думы, которая поддерживает г-на Путина, высказали на этой неделе поддержку председателю российского энергетического гиганта "Газпром" Дмитрию Медведеву.
Г-н Путин с улыбкой объявил о поддержке своего 42-летнего протеже, который является также первым заместителем премьер-министра. Ранее он занимал должность руководителя администрации президента. Кроме того, г-н Медведев руководил в 2000 году избирательной кампанией Путина (после окончания первого срока пребывания Путина на посту президента, когда он собирался идти на переизбрание, избирательная кампания уже не была такой напряженной).
Как и его предшественник, Борис Ельцин, который выбрал себе преемника, г-н Путин тоже обладает возможностью назначить себе замену. Вместе с тем у г-на Путина имеется возможность занять пост премьер-министра, с которого он будет управлять событиями, происходящими на политической сцене. В любом случае он не уйдет из политики. Как сообщается, он с одобрением отнесся к предложению об учреждении титула "национального лидера" (хотя о подобной должности в российской конституции ничего не говорится). Однако на память сразу приходят такие фигуры, как Ким Чен Ир или Аятолла Хоменеи.
В комментарии, опубликованном на этих страницах на прошлой неделе, оплакивалась гибель российской демократии, и информация о назначении г-на Медведева на роль преемника не может изменить подобные настроения. Русские любят сильных лидеров и они любят предсказуемость. Г-н Путин дает им и то, и другое. Его рука будет ощущаться еще долгие годы.
Конечно, политикам очень многих стран тоже нравится выбирать себе преемников. В Соединенных Штатах, например, во время избирательных кампаний президенты обычно поддерживают своих вице-президентов, однако после выборов они покидают политическую сцену, причем зачастую уходят с нее совсем, как это сделал, например, Рональд Рейган (Ronald Reagan). Но победа ни в коем случае не гарантируется. Уолтер Мондейл (Walter Mondale) не сменил Джимми Картера (Jimmy Carter), Дэн Куэйл (Dan Quayle) не сменил Джорджа Буша-старшего, Эл Гор (Al Gore) не сменил Билла Клинтона (Bill Clinton).
Г-н Медведев пока не производит впечатление лидера, который будет действовать по своему плану. Он юрист по профессии, член питерской команды г-на Путина, в настоящее время благодаря близости к г-ну Путину занимает влиятельную должность председателя российского энергетического гиганта. У него нет независимой опоры во власти, его не поддерживают влиятельные фигуры российского бизнеса и российских спецслужб. И по меркам должности, которую ему предстоит занять в марте (если только не произойдут какие-либо непредвиденные события), он слишком молод. Если он будет избран, то он станет самым молодым руководителем России с момента пришествия на престол в 1896 году 28-летнего Николая Второго - что может быть не самым желанным для г-на Медведева сравнением, принимая во внимание то, что произошло с царем Николаем.
Если бы г-н Медведев мог проводить независимый курс, то он мог бы быть более подходящим для Запада, чем г-н Путин. Возглавляя государственную энергетическую компанию России, он говорил о том, что частная собственность занимает преимущественное положение по сравнению с государственной. На состоявшейся в этом году конференции в Давосе он произнес речь, которая имела на удивление прорыночную и прозападную направленность. Однако пока неизвестно, насколько он будет самостоятелен - или сколько останется власти у президента после того, как г-н Путин сделает свой следующий шаг.
Несмотря на все особенности российской политики, приоритеты Соединенных Штатов и Европы должны оставаться неизменными. Мы должны по-прежнему подчеркивать ценности демократических институтов и поддерживать тех в России, кто продолжает верить в них. Как уже говорилось, мы должны лишать Россию мест в организациях, в которые входят только истинно демократические страны. Также европейским странам было бы неплохо избавиться от своей зависимости от российских нефти и газа. Иначе в будущем, когда они захотят обсудить вопросы прекращения поставок, им придется сделать всего один звонок - и звонок этот будет в Кремль.
_____________________________________________________________
Президент-аппаратчик? ("The Financial Times", Великобритания)
Политика по-путински ("The New York Times", США)