Четыре русских партии, в конце концов, сказали вслух то, на что так долго пытался намекнуть сам президент Путин. Правящая "Единая Россия", квази-оппозиционная "Справедливая Россия", провластная Аграрная партия и партия-клон "Гражданская сила" пришли 10 декабря в Кремль с предложением видеть следующим президентом России первого вице-премьера Дмитрия Медведева.
Через неделю после ожидаемой, но все равно шокирующе-уверенной победы "единороссов" на думских выборах, власть сделала еще один шаг по направлению окончательного утверждения авторитаризма.
Хотя элегантный шаг кремлевских политтехнологов не может не вызвать легкое уважение. По крайней мере, формально они сохранили видимость демократического выдвижения президентской кандидатуры.
Страх наследников
А на следующий день Медведев удивил всех, предложив Владимиру Путину после марта 2008 года возглавить правительство Российской Федерации. Итак, кто на самом деле будет руководить ядерной Россией, до сих пор неизвестно. Как иронизирует русский публицист Георгий Бовт: "Никто ничего не знает, все мучаются подозрениями, ожиданиями, никогда не сбывающимися прогнозами. И страхами. Главное - все мучаются смутными страхами и опасениями".
Возможно, кто-то знает больше, чем сообщают официальные СМИ. Однако предусмотреть, что произойдет с Россией после марта 2008 года, все равно сложно. Назначение Медведева наследником не решило "проблему-2008", поскольку непонятна роль Путина в дальнейших конфигурациях российской власти.
Если премьер, то с какими полномочиями? И зачем тогда президент? Только для того, чтобы успокоить общественное мнение в стране, которой руководит друг Джордж? Впрочем, самих россиян это не очень волнует.
Авторитарная власть сумела напугать потенциальную оппозицию и успокоить население "анестезией" нефтяных средств. Жизнь в России, в особенности в больших городах, не такая уж и плохая, поэтому можно не обращать внимания на таких маргиналов как Каспаров или Касьянов, которые почему-то требуют абстрактных "демократических ценностей".
Но кто же такой Дмитрий Медведев? Незадолго до его "назначения", лидер СПС Борис Немцов демонстрируя неплохие пророческие способности, говорил, что "Путин в качестве преемника предложит человека по фамилии Слабый, Лояльный и Питерский. Имени мы его настоящего не знаем, но три потенциальные фамилии нам известны".
Юрист Путина
Медведев - достаточно молодой для потенциального лидера страны человек, ему всего 42 года. Коренной житель Санкт-Петербурга.
Как заверяют его биографы, родился в семье вузовских преподавателей, но семья жила в рабочем районе. Окончил Ленинградский университет, преподавал в нем римское право.
После распада СССР Медведев работал в команде питерского мэра Собчака, занимался бизнесом, внешнеэкономическими связями (типичная биография представителя окружения Путина). Медведев является соавтором учебников по гражданскому праву. В частности, он писал для них разделы, посвященные алиментам.
Его сугубо русская фамилия вызовет уважение у патриотов, которые напуганы большим количеством "инородцев" в современной российской элите. Однако деда Медведева по материнской линии звали Вениамин, и даже если это ничего не означает, можно не сомневаться, что активисты "Русского марша" это запомнят и напомнят когда надо.
Обозреватели считают, что выбор Путина пал на Медведева потому, что этот человек не отличается заметной харизмой и не способен стать "царем". Действительно, Медведев едва ли сможет возражать живому Путину или единолично руководить сильными министрами-силовиками.
Такой человек неплохо вписывается в портрет слабого президента, за спиной которого стоит настоящий "национальный лидер". Однако, законодательный механизм обустройства такой ситуации еще неизвестен широкой массе.
Либеральный союзник Януковича
Медведева постоянно относят к либералам, в то время как его противник в гонке наследников Сергей Иванов считается "ястребом". Вряд ли идейный спонсор избирательной кампании Януковича в 2004 году, которым был Медведев, заслуживает звание либерала. И вдобавок к сфере влияния Медведева относится "Газпром", чья политика по отношению к Украине не требует комментариев.
Вообще, деление на либералов и консерваторов в современной российской элите довольно условное. Фактически, речь идет об окружении Путина, в котором преобладают выходцы из Санкт-Петербурга, которых Путин практически лично привел в большую политику.
Медведева удобно считать либералом, ведь он руководит социальными проектами, общается с западными дипломатами и еврейскими раввинами, любит дискутировать про Сетевую субкультуру и необходимость реформ.
Сергей Иванов, наоборот, курирует силовиков, сам работал в ленинградском КГБ и когда-то угрожал американцам наличием в России ядерного оружия. Его намного легче назвать "ястребом", чем разобраться в сложных отношениях на политическом Олимпе России.
Но, все существенные уступки НАТО и США были сделаны с российской стороны как раз во время пребывания Иванова на должности министра обороны, секретаря Совета безопасности, первого вице-премьера. В частности, Россия практически ничего не смогла предложить в ответ на американскую систему ПРО в Чехии и Польше.
Иванов выступает в качестве неплохого пропагандиста, который полностью отвечает общей линии российского руководства по усилению великодержавной риторики.
Однако, настоящие "великодержавники", такие как, например, бывший руководитель Управления международного сотрудничества Минобороны генерал Леонид Ивашов, сдержаны в положительных оценках деятельности Иванова. Ивашов, вообще, однажды назвал его "верным натовцем".
Медведеву, если он станет президентом, придется выработать свою политическую линию в отношениях с силовиками. Тогда в глазах всего прогрессивного мира он будет играть роль "доброго следователя", а Сергей Иванов станет "злым следователем". Такая вот вертикаль власти по-русски. Если бы еще знать, где в этой вертикали будет Путин?
В любом случае курс Медведева (если он станет президентом) в отношении Украины будет отмечаться жесткостью. В отличие от генералов, он не будет шантажировать Киев боевой авиацией Черноморского флота, однако в его руках всегда будет мощное оружие "Газпрома" и ориентация на мировые цены на энергоносители.
И еще неизвестно, что из этого страшнее в нашем мире политического постмодернизма?
_________________________________________________________
Россия: Кто это - с царским скипетром в руках? ("The Weekly Standard", США)
Карманный президент Путина ("New York Post", США)