МОСКВА - Российский президент Владимир Путин в понедельник положил конец всем слухам и предположениям, назвав первого заместителя премьер-министра Дмитрия Медведева в качестве своего преемника. Днем позже Медведев, в свою очередь, предложил действующему главе государства должность премьер-министра после ухода с президентского поста. Похоже, что последовательность действий была тщательно подготовлена. Однако многое говорит о том, что вызревающий в российских коридорах власти кризис только усугубится.
В некоторых кругах выбор Медведева приветствовали. Он выступает за открытую экономику и отстаивает права инвесторов. Он даже пытался защищать нефтяную компанию 'ЮКОС' от заказанной Кремлем экспроприации. На Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2005 году он произвел на его западных участников впечатление компетентного технократа и либерала с мягкими манерами.
Медведев - близкий друг Путина. Говорят, что президент относится к нему как к 'приемному сыну'. Но в отношении его авторитета всегда существовали сомнения, несмотря на то, что будучи председателем совета директоров 'Газпрома', он формально контролирует значительную часть российской экономики. Директор Института глобализации Михаил Делягин говорит, что Медведев 'не способен руководить ничем, даже собственным секретариатом'. Он добавляет, что президент Путин избрал самый надежный способ остаться у власти - 'полную некомпетентность своего преемника'.
Однако проблема России - это не проблема личности. Она заключается в тех опасностях, которые таятся в стремлении президента Путина удержаться у власти. Кремлевский лидер пытается добиться этого в условиях, когда его собственная политика лишила Россию посреднических институтов и сделала страну по сути дела беззаконной.
В начале месяца в России состоялись выборы в Государственную Думу, на которых путинская партия 'Единая Россия' получила подавляющее большинство, набрав 64 процента голосов избирателей. Согласно большей части прогнозов, поддержанный Путиным кандидат получит на президентских выборах 50-55 процентов голосов. Путин накануне выборов 2 декабря заявил, что благоприятный результат даст ему 'моральное право' продолжать играть активную политическую роль Поэтому уже сейчас ясно, что разницу в результатах будут объяснять более высокой популярностью и легитимностью Путина по сравнению с новым президентом. А после сделанных на этой неделе заявлений уже можно говорить с почти абсолютной уверенностью, что когда президент Медведев вступит в свою должность, Путин получит новую работу, став премьер-министром. Путинский наследник уже выступил во вторник с таким предложением. Одновременно Путин сможет быть 'национальным лидером'. Стоит ли говорить о том, что в таких условиях президенту будет очень трудно выполнять свои обязанности - практически невозможно?
В то же время правительство завершает подготовку экономической программы развития до 2020 года и дальше. Она должна быть принята до президентских выборов и будет включать в себя не только план макроэкономического развития страны, но и планы по конкретным отраслям и регионам. А это ограничит пространство для маневра нового президента. Пожалуй, самое важное состоит в том, что у Путина будут крепкие неформальные связи с 'силовыми министерствами'. В таких условиях новоиспеченному президенту будет не только трудно, но и опасно оказывать ему открытое неповиновение.
Вступая в девятый год эпохи после Ельцина, Россия сталкивается с двумя серьезными проблемами - межфракционной междоусобицей в руководстве и ухудшением экономических условий, которые помогали удерживать эту подковерную борьбу в определенных рамках. Борьба эта, по сути дела, ведется за взятки, размеры которых растут быстрее, чем цены на нефть. Самые опасные конфликты существуют между фракциями в спецслужбах (среди так называемых силовиков), которые знакомы только с силой и готовы ее применить.
27 октября на улице в Санкт-Петербурге были найдены тела офицера Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Константина Дурзенко и его бывшего коллеги Сергея Ломако. Очевидно, они стали жертвами отравления. Эти убийства произошли на фоне конфликта между Федеральной службой безопасности (ФСБ) и ФСКН, который стал известен широкой общественности после ареста в начале октября начальника оперативного управления ФСКН генерала Александра Бульбова и нескольких офицеров этой службы. Бульбова обвинили во взяточничестве и незаконном прослушивании телефонных разговоров. Он и другие арестованные офицеры расследовали дело о контрабанде, к которому была причастна сеть мебельных магазинов 'Три кита'. Один из владельцев этой сети - отец заместителя директора ФСБ Юрия Заостровцева.
9 октября глава ФСКН Виктор Черкесов написал на страницах газеты 'Коммерсант', что эти аресты стали свидетельством 'междоусобной борьбы среди спецслужб'. Он предупредил: 'В этой войне не может быть победителей. Слишком многое поставлено на карту'. Знакомый с обстоятельствами арестов бывший офицер спецслужб заявил в интервью Moscow Times: 'У нас едва не началась драка между двумя спецслужбами. На этот раз агентам удалось сдержать эмоции, и перестрелки не возникло. Но если битва продолжится, можно быть уверенным в том, что они начнут стрелять друг в друга, и это будет трудно прекратить'.
Был и другой случай. В прошлом месяце был задержан заместитель министра финансов Сергей Сторчак, которого обвинили в хищении 43,4 миллиона долларов иностранного долга от сделки с Алжиром. В результате расследования всплыло имя Александра Бастрыкина, возглавляющего недавно созданный Следственный комитет. Его считают союзником заместителя главы кремлевской администрации Игоря Сечина в борьбе против Генерального прокурора Юрия Чайки, который якобы входит в конкурирующий клан силовиков, возглавляемый руководителем ФСКН Черкесовым. Сторчак, являющийся одним из самых авторитетных специалистов по международным финансам, контролирует образованный на доходы от продажи нефти государственный Стабилизационный фонд, активы которого составляют 144 миллиарда долларов. Считается, что истинная причина его ареста - это борьба за контроль над средствами фонда, которые уже в ближайшем будущем планируется использовать на инвестиционные проекты внутри страны.
Разрушая демократию, Путин создал такую систему, в которой только человек на самом верху может выступать в роли посредника в борьбе между воюющими группировками. Таким человеком был Путин. Теперь роль посредника будут исполнять и Путин, и Медведев. Но делиться властью с другим лидером - это отнюдь не в традициях России. А учитывая существующие сегодня в России условия, можно сказать, что отсутствие четко очерченных границ власти может стать причиной катастрофы.
Путину предопределено 'играть политическую роль' в будущем, однако у России есть все основания опасаться раскола власти. В 1993 году президент Борис Ельцин не смог договориться с российской законодательной властью по поводу приватизации. В результате возник конфликт, приведший к боям на московских улицах, которые унесли жизни как минимум 150 человек и привели к ослаблению законодательной ветви власти. Выдвижение Медведева кандидатом в президенты завершает период неопределенности, но реальная опасность своекорыстных планов Путина может быть еще впереди.
Дэвид Сэттер занимается научной работой в качестве члена совета Хадсоновского института (Hudson Institute), является научным сотрудником Гуверовского института (Hoover Institution) и профессором международных наук в Университете имени Джона Гопкинса (Johns Hopkins University).
___________________________________________________________
Маленький демократический шаг ("The Moscow Times", Россия)
Россия: Кто это - с царским скипетром в руках? ("The Weekly Standard", США)