В течение нескольких дней Россия могла бы начать доставку в Иран топлива для его первой гражданской атомной станции. "Время начинать поставки. Лучше это сделать, и сделать именно сейчас, поскольку это оптимальный способ избежать ситуации, когда Иран может ужесточить свою позицию и создать собственный завод по обогащению урана", - заявил в среду нашей газете Михаил Солонин, советник президента ТВЭЛа, российского акционерного общества, с чьего завода в Сибири должно быть поставлено топливо на АЭС 'Бушер' на юге Ирана. Один реактор мощностью 1000 мегаватт, который сооружается россиянами, находится в самом сердце международной дискуссии о ядерной программе Тегерана.
Росатом, русское агентство по атомной энергии, не называет дату. Но вместе с тем, там говорят, что первые транспортные контейнеры могут быть отправлены в Иран в конце декабря. Источник в Росатоме даже уточнил нам детали этой первой отправки: 67 топливных сборок с обогащением урана до 1,6%, 69 топливных сборок с обогащением до 2,4% и 44 сборки с обогащенным ураном до 3,62%. Уровень обогащения намного ниже порога 20%, после которого Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) значительно усиливает контроль за материалом, поскольку он перестает считаться низкообогащенным ураном. Наблюдатели МАГАТЭ, которые недавно опечатали контейнеры, приготовленные для Бушера, должны контролировать поставку.
'Судя по всему первая поставка вот-вот произойдет', - полагает Дени Флори, советник по ядерным вопросам посольства Франции в Москве, основываясь на информации своих собственных источников в дипломатических и промышленных кругах.
'Это политическое решение, принятое примерно месяц назад на более высоком уровне. То есть президентом Владимиром Путиным. Он дал зеленый свет и обозначил дату, которая, тем не менее, держится в строгом секрете . . .', - уверяет Флори. Для того чтобы не вызывать волнения в дипломатических кругах, Кремль может подобрать наиболее подходящий момент до президентских выборов в марте следующего года и отставки Путина. Может быть, это будет период рождественских праздников.
Кремль косвенным образом подтвердил, что поставка будет иметь место: 'У нас есть обязательства перед Ираном завершить строительство АЭС 'Бушер'. А без доставки топлива, эта станция останется простым зданием из бетона. Рано или поздно нам придется начать поставки', - настаивал вчера Дмитрий Песков, представитель Путина.
Кремль и Росатом заверяют, что топливо, доставленное в Бушер (которое так же будет контролироваться МАГАТЭ, и должно быть возвращено в Россию после использования), не может быть использовано Ираном в военных целях. Это утверждение вызывает сомнение у представителей ряда стран, в частности США, которые опасаются, что Иран может использовать топливо для реализации других программ.
Проект Бушер, предмет российско-иранского контракта 95 года, в действительности сильно запаздывает. В Росатоме говорят, что станция построена на '93,5%'. Парадоксально, но, говоря о возможности первой поставке топлива для того, чтобы сделать возможным операционный запуск АЭС с октября 2008 года, Росатом постоянно ведет переговоры с Ираном о графике строительства и . . . погашения платежей. Задержки с платежами парализовали проект в этом году. Во время своего визита в Тегеран, Путин пообещал первую поставку после подписания нового графика. Но сегодня Москва, видимо, и по политическим соображениям готова ускорить снабжение.