Загадка, кого Владимир Путин предпочтет в качестве преемника, раскрылась: им станет Дмитрий Медведев, принадлежащий к ближайшему, петербургскому окружению президента. Пока Запад начинает привыкать к новому имени, не следует забывать, что за ним будет стоять уже знакомое имя Путина, а Западу предстоит отвечать на новые вызовы со стороны напористой России.
Путин выбрал преемником своего молодого сторонника и почитателя, который всецело обязан своему наставнику карьерой первого вице-премьера и главы государственной газовой монополии. Тот факт, что Медведев в прошлом был преподавателем юриспруденции, а не работал в КГБ (как Путин), делает его более управляемым, так как за ним не стоит никакая группировка силовиков, которые бы его защищали.
Разумеется, молодому Медведеву, ставшему более стройным, элегантным и улучшившему свои ораторские навыки по сравнению с прошлым годом, еще необходимо победить на выборах. Однако с поддержкой государства и Путина (что в данный момент одно и то же) это вопрос решенный.
Как именно Путин сохранит свое влияние не так уж важно. По истечении своего второго президентского срока в следующем году, он может стать премьером, как предложил на этой неделе Медведев. А может не стать. В любом случае, можно поверить на слово Путину, который сказал, что собирается продолжить управлять страной на основе 'морального мандата', прочно опирающегося на его невероятную популярность.
На этой неделе аналитики охарактеризовали Медведева как более мягкий вариант Путина с демократическими убеждениями и более позитивным отношением к Западу. Конечно, его коллекция Deep Purple должна укрепить эту точку зрения, но помните Юрия Андропова, который обожал американский джаз? И что это меняло?
В своем выступлении на этой неделе Медведев подчеркнул, что собирается продолжить курс Путина, а не менять его. Он дал высокую оценку результатам восьмилетней работы своего друга и сказал, что Путин спас страну от 'развала' и 'гражданской войны'. По его словам отношение к России в мире также изменилось, 'Нас больше не пытаются учить словно школьников. Теперь нас уважают и считаются с нашим мнением'.
Именно за это многие россияне так благодарны Путину. Западу не стоит забывать о том, какие страдания выпали на долю россиян во время политического и экономического хаоса эпохи Бориса Ельцина, и насколько унизительно было наблюдать за тем, как НАТО и Европейский Союз вовлекают в сферу своего влияния все новые части бывшей Советской империи.
Можно только порадоваться за то, что Россия стала сильнее, стабильнее и богаче, однако методы, с помощью которых это было достигнуто, вызывают озабоченность.
Пока что Медведев неявно поддерживает приемы Путина: централизацию власти и подавление политических противников и гражданского общества; национализацию нефти и газа; демонстративное поигрывание военными мускулами (Россия только что вышла из ключевого договора с НАТО по ограничению вооружений); энергетический шантаж во внешней политике (в 'Газпроме' Медведев участвовал в выворачивании рук Восточной Европе путем перекрытия газовых поставок).
Возможно, более мягкий и деликатный Медведев со временем возьмет курс на расширение внутренних свобод и внешнего сотрудничества. Ученики порой обретают собственный голос и перерастают своих учителей, что должно быть прекрасно известно самому Путину, бывшему некогда ставленником Ельцина.
Однако если Ельцин боролся с плохим здоровьем и стремительно падающей политической поддержкой, то Путин становится все сильнее. В обозримом будущем он останется здесь главным, а российская нефтяная экономика продолжит бурно расти. Это дом, который построил Путин, и с этим ничего не поделаешь.
____________________________________
Почему Путин выбрал Медведева ("The Weekly Standard", США)
В Путинляндии далеко не все так мирно и гармонично ("The Boston Globe", США)