Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Клан, планирующий остаться у власти

Если Россия хочет двигаться к демократическому будущему, ей предстоит пройти более длинный путь, чем раньше

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Лагерь сторонников Путина расценил прошедшие выборы как мандат на завершение экономической модернизации России и на постепенное продвижение страны в направлении более открытой и демократической модели политического устройства, исключающее шоковые подходы, испытанные на стране в 90-е годы.

Они раскрасили свои лица в цвета российского триколора. Они пели старые советские песни и размахивали флагами. Они аплодировали и одобрительно кричали, когда президент Владимир Путин, одетый в спортивный пиджак и черную водолазку, обещал для России еще более светлое будущее. Они выли и свистели, когда президент предупредил, что враги России внутри страны и за ее пределами плетут заговоры с целью ее ослабления.

Тогда, на пятитысячном митинге в поддержку Путина, который прошел на спортивной арене московских 'Лужников' неделю назад, можно было обнаружить все противоречия путинской России: чувство национальной гордости и уверенности в себе, вновь появившееся у россиян после экономического спада 90-х годов, которое сплелось с парадоксальной и граничащей с паранойей подозрительностью в отношении Запада.

Этот митинг стал центральным событием в нынешней российской предвыборной кампании, которая жестко, как в советские времена, контролируется властями. Она уже вызвала критику со стороны мирового сообщества, ее бойкотировала ведущая европейская организация по наблюдению за выборами. Эти выборы, на которых партия Путина одержала убедительную победу, ознаменовали не конец путинской эпохи, а стали переходом к новому этапу, на котором Путин по-прежнему будет доминировать, пусть даже в несколько ином качестве. Его решение возглавить списки прокремлевской партии 'Единая Россия' превратило парламентские выборы в референдум по оценке его популярности.

Мало кто из ведущих мировых политиков сегодня вызывает такую противоречивую реакцию, как Путин. К его сторонникам относится не только большая часть населения страны (пусть даже рейтинги популярности Путина растут благодаря послушным средствам массовой информации), но и многочисленные инвесторы, вкладывающие деньги в России.

По их мнению, под руководством Путина была осуществлена удивительная трансформация, уход из 90-х годов, когда Россия была почти банкротом, находясь под пятой олигархической власти прожорливых акул бизнеса и сталкиваясь с угрозой распада.

Лагерь сторонников Путина расценил прошедшие выборы как мандат на завершение экономической модернизации России и на постепенное продвижение страны в направлении более открытой и демократической модели политического устройства, исключающее шоковые подходы, испытанные на стране в 90-е годы.

'Его будут считать спасителем российской нации, - говорит экономист из лондонского Научно-исследовательского института Дайва (Daiwa Institute of Research) Влад Собелл (Vlad Sobell), - когда Путин пришел к власти, Российская Федерация по сути дела распадалась как в политическом, так и в экономическом плане. И он остановил этот двойной распад'.

Лагерь оппонентов Путина, куда входит часть российской либеральной интеллигенции, общественные организации, многочисленные представители западных государств и аналитических центров, считает, что Путин отошел от демократии и повернул Россию вспять, в сторону ее многовекового самовластия. Отодвинутая на обочину политической жизни демократическая оппозиция России заявляет, что с этими выборами будет завершено восстановление однопартийной системы правления, которой руководят безжалостные бывшие сотрудники КГБ, в том числе, нынешний президент.

Кое-кто из ближайших соратников Путина превратился сегодня в самых жестких его критиков. Михаил Касьянов, четыре года проработавший премьер-министром, а затем отправленный в отставку в 2004 году, говорит, что выборы узаконят 'узурпацию' власти окружением Путина. Бывший экономический советник президента Андрей Илларионов, ушедший в отставку в 2005 году, предупреждает, что эти люди приведут страну к 'абсолютизму'. Он говорит: 'Суть этого режима будет заключаться в сосредоточении в руках одного человека беспрецедентной и абсолютной власти'.

Так подтверждают ли жесткие силовые действия властей накануне предстоящих выборов заявления путинских критиков о том, что открытая демократия в России, а также шансы на ее создание в ближайшем будущем уже мертвы? Конечно, избирательная кампания обнажила неприглядные черты правящего режима. В условиях, когда российская экономика с 1999 года выросла в реальном выражении более чем на 70 процентов, чему в немалой степени помогли доходы от продажи энергоресурсов (на сумму 750 миллиардов долларов с лишним), власть в теории могла бы согласиться на проведение свободных и честных выборов.

Но оппозиция говорит, что вместо этого Кремль поднимает на новые высоты 'управляемую демократию', принципы которой были разработаны во время прошлых выборов. Он делает все возможное, чтобы развернуть ситуацию в пользу 'Единой России', манипулируя средствами массовой информации и используя 'административный ресурс' - поддержку со стороны местных властей, милиции и судов.

Ряд оппозиционных партий не попал в избирательные списки; другие жалуются на постоянные грязные уловки. В ходе немногочисленных демонстраций оппозиционной коалиции 'Другая Россия' в Москве и Санкт-Петербурге в прошедшие выходные было задержано более 200 демонстрантов, причем в некоторых случаях с применением силы. Бывший чемпион мира по шахматам и лидер 'Другой России' Гарри Каспаров попал на пять дней в тюрьму за нарушение общественного порядка. На короткое время был задержан и Борис Немцов - заместитель премьер-министра в 90-е годы, выдвинутый на прошлой неделе кандидатом в президенты от либеральной партии 'Союз правых сил'.

'Господство у государственной партии полное, - говорит лидер либерального 'Яблока' Григорий Явлинский, - очень трудно организовать даже малейшие очаги сопротивления'.

Наряду с партией 'Единая Россия' и выступающей в поддержку Путина молодежной организацией 'Наши' Кремль профинансировал создание еще одного массового движения 'За Путина', совершенно очевидно пытаясь расширить базу поддержки президента. Оппозиционные партии нашли документы, дающие основания полагать, что присутствовавшие на якобы спонтанных митингах движения 'За Путина' люди получали указания об участии в этих мероприятиях.

Но кое-кто не из лагеря российской оппозиции полагает, что поведение властей говорит не о стремлении создать новую тоталитарную систему, а о желании благополучно пройти через этот рискованный период, сохранив при этом достижения последних лет. Такое поведение также является отражением сомнений и неуверенности в силе и стабильности системы политических взглядов Путина, что опровергает зрительные впечатления, полученные от хорошо поставленного митинга сторонников президента, состоявшегося на прошлой неделе.

'Режим не пытается создать однопартийную систему, он просто проявляет признаки уязвимости и паранойи - и Запад должен попытаться это понять', - говорит Собелл. Аналитик из Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин заявляет, что в значительной степени происходящее сегодня - это реакция на действия Запада. По его словам, громкие заявления Путина на прошлой неделе об иностранных попытках организации 'цветной' революции в России ошибочны, но глубоко прочувствованы.

С точки зрения Москвы, 'оранжевая революция' на Украине и 'революция роз' в Грузии были не спонтанными восстаниями против непопулярных режимов, а переворотами, устроенными по заказу США, которые финансировали беглые олигархи эпохи 90-х годов, такие как живущий в Лондоне Борис Березовский. И нацелены они были в основном не на создание демократии, а на усиление западного влияния.

'Сегодня в России нет абсолютно никакой базы для организации чего-то подобного 'оранжевой революции', - говорит Тренин, - но по мнению Кремля, дело не в этом. Революцию можно нанять - купить толпу и начать подталкивать ее к революции. Если не бороться с такими попытками и не пресекать их в зародыше, они будут иметь тенденцию к распространению'.

Еще один фактор, усиливающий уязвимость Кремля, заключается в скрытой внутренней междоусобице различных 'кланов' сторонников Путина. Согласно одной из теорий, президент хотел уйти из политики, но почувствовал необходимость остаться, так как побоялся, что в условиях отсутствия высшего арбитра, каковым он является, межклановая вражда может перерасти в открытую войну.

Такая теория возникла после опубликования в прошлом месяце в одной из московских газет необычного открытого письма Виктора Черкесова - соратника Путина и его бывшего коллеги по КГБ, который сегодня возглавляет влиятельное ведомство по борьбе с наркотиками. Черкесов предупредил о 'войне' между соперничающими группировками спецслужб. Письмо было опубликовано после ареста ряда его сотрудников, которые расследовали дела о коррупции некоторых представителей ФСБ - преемницы КГБ.

Путин, похоже, дал возможность выпустить пар в данной ситуации, проведя ряд перестановок, которые изменили соотношение сил между различными ведомствами. Но на прошлой неделе вновь проявились признаки подковерной борьбы, когда был арестован заместитель министра финансов Сергей Сторчак, которого обвинили в попытке хищения 43 миллионов долларов государственных средств.

В письме Черкесова не только звучат предостережения об опасности такой внутренней распри. Оно наглядно говорит о том, каковы взгляды на страну у тех, кто реально владеет властью в России. Россия, написал он, в конце 90-х падала в пропасть, но ухватилась за 'крюк'. Таким крюком стали чекисты - бывшие сотрудники спецслужб, которые под руководством Путина создали своего рода 'корпорацию' для спасения России. Затем Черкесов обрисовал три сценария возможного развития страны.

'Первый и самый лучший' сценарий предусматривает выход за пределы этой 'корпорации' и создание 'нормального гражданского общества'. Второй заключается в 'завершении строительства корпорации' в целях обеспечения долговременной стабильности - авторитарная модель. Третий предусматривает разрушение этой корпорации, как того требуют оппоненты. По словам Черкесова, реализация такого сценария вновь ввергнет Россию в хаос.

Но можно ли всерьез воспринимать слова о создании гражданского общества из уст людей с кагэбэшным прошлым? Однако об этом говорит не только Черкесов. Выступая перед зарубежными экспертами перед началом избирательной кампании, Путин изложил свои взгляды. 'Я много думаю о том, как должна развиваться жизнь в России после 2008 года и в более отдаленной перспективе, и я не вижу иного инструмента, способного обеспечить стабильность в стране, кроме демократии и многопартийной системы, - сказал он, - мы не сможем построить будущее России, привязав многие миллионы ее граждан к одной личности или группе людей'.

В будущем может возникнуть такое давление, игнорировать которое Кремлю будет трудно. Один из самых богатых российских бизнесменов, попросивший не называть его имя, заявил, что бизнес в этот раз в целом поддерживает управляемую передачу власти, считая ее гарантией стабильности. 'Но рано или поздно принципам гражданского общества со всеми их институтами нужно будет дать в России реальную жизнь', - сказал он.

Прошедшие выборы, а также предстоящая президентская гонка еще могут продемонстрировать, что сегодняшняя ситуация - это лишь временное отступление от тех свобод, которые завоевали для себя россияне в 90-е годы, что это не окончательный откат к самовластию. Но как признают даже некоторые сторонники Путина, если Россия хочет двигаться к демократическому будущему, ей предстоит пройти более длинный путь, чем раньше.

___________________________________________________________

Что третий президент России приготовил для Запада? ("The Independent", Великобритания)

Никакой передачи власти в России не будет ("The Wall Street Journal", США)