Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вызов Медведева

Протеже Путина Медведев воспринимается как слабый бюрократический игрок

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Одобрение кандидатуры Дмитрия Медведева на пост президента четырьмя пропутинскими политическими партиями и самим Владимиром Путиным положило конец многомесячной игре в загадки. Обращенный к Путину призыв Медведева стать премьер-министром не только подтверждает то, что Путин продолжит играть главную роль в российской политике после своей отставки - он говорит о том, что именно Путин, а не Медведев, останется политиком номер 1 в России на годы вперед

Одобрение кандидатуры Дмитрия Медведева на пост президента четырьмя пропутинскими политическими партиями и самим Владимиром Путиным положило конец многомесячной игре в загадки. Обращенный к Путину призыв Медведева стать премьер-министром не только подтверждает то, что Путин продолжит играть главную роль в российской политике после своей отставки - он говорит о том, что именно Путин, а не Медведев, останется политиком номер 1 в России на годы вперед.

Если Путин согласится занять эту должность, то он, скорее всего, станет суперпремьером, 'национальным лидером', в чьем ведении будет внешняя и оборонная политика. Возможно, что после мартовских выборов Медведев изменит конституцию или провозгласит закон о передаче Путину контроля над одной из этих сфер или всеми ими.

Россия фундаментально отличается от Мексики, в которой на протяжении последнего столетия Институционально-революционная партия правила 70 лет. Там уходящий в отставку президент выбирал себе преемника, который гарантировал безопасность предшественнику. Однако в Мексике экс-президенты не играли активной роли в управлении страной.

В сентябре этого года я участвовал во встрече с Путиным в его сочинской резиденции на берегу Черного моря. Он тогда выразил надежду на то, что продолжит оказывать влияние на российскую политику. "Нужно будет договориться о том, как нам [с преемником] функционировать", - заявил Путин. Вскоре после этого стало известно, что Путин мог бы стать следующим премьер-министром России.

Сторонящийся СМИ Медведев всегда готов говорить на языке, понятном западным людям, выступая за права собственности, крепкий частный сектор, прозрачность и борьбу с коррупцией. Его слова звучат серьезно и искренне.

Однако, поскольку Путин останется на водительском сиденье, шансы на масштабную либерализацию таких стратегических секторов, как энергетический, остаются скромными. Российские олигархи, тесно связанные с ведущими политиками, не жалуют экономическую открытость, которая лишь стимулирует конкуренцию. Путин изложил свои взгляды в кандидатской диссертации, в которой восхваляется роль гигантских российских ресурсных корпораций в глобальной экономике. Вероятно, лишь экономический крах таких корпораций мог бы вынудить Путина и Медведева пересмотреть их этатистский подход.

Протеже Путина Медведев воспринимается как слабый бюрократический игрок, и для укрепления власти в безжалостном мире российской политической и олигархической борьбы ему потребуется поддержка премьер-министра Путина.

По контрасту с обладателем черного пояса по дзюдо Путиным и другими ветеранами КГБ, Медведев, сын университетского преподавателя и сам бывший преподаватель юридического факультета, производит впечатление мягкого и книжного человека. Медведев занимается преимущественно внутриполитическими проблемами, поэтому ему недостает опыта в сфере внешней политики и национальной безопасности, и он, возможно, будет зависеть от поддержки и советов Путина по этим вопросам. Его уже назвали 'социально ориентированным президентом'.

Несмотря на свою репутацию сторонника рынка, Медведев вряд ли сможет проводить классическую либеральную экономическую политику, которая привела бы к повышению объема инвестиций и увеличению конкуренции.

Во-первых, нужно выполнять обещания, особенно, перед группой силовиков - генералами спецслужб, которые также контролируют самые лакомые кусочки экономики. Эту группу возглавляет заместитель руководителя администрации президента Игорь Сечин, занимающий также пост председателя совета директоров 'Роснефти', крупнейшей в России государственной нефтяной компании.

Недавно силовики немного подрались. Конфликт между Федеральной службой безопасности, возглавляемой союзником Сечина Николаем Патрушевым, и Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков, возглавляемой союзником Путина Виктором Черкесовым, оказался на виду у общественности, когда генерал Черкесов опубликовал в 'Коммерсанте' острую статью с критикой в адрес своих конкурентов из ФСБ.

Не оценил Путин и недавнее интервью в 'Коммерсанте' с Олегом Шварцманом, по сути, управляющим делами компании, связанной с Сечиным. Он раскрыл слишком много деталей, касающихся механизмов работы компаний, находящихся под покровительством Кремля, таких, как вывод прибылей в оффшорные зоны и вымогательство при помощи спецназа. Хотя эти публикации, возможно, ослабили силовиков, их влияние остается огромным. Путин и Медведев должны принимать в расчет их интересы.

Медведеву, у которого нет опыта работы в КГБ, вооруженных силах и других силовых структурах, потребуется умиротворять силовиков, и, возможно, удержать контроль над рычагами власти ему будет непросто. Он продолжит нуждаться в поддержке Путина.

Даже если Медведев когда-нибудь сам встанет на ноги, он должен будет помнить, что российская общественность - со дней Романовых и Советского Союза - всегда воспринимала слабых лидеров, по меньшей мере, без энтузиазма: большинство россиян презрительно относится к Николаю II, наследнику Иосифа Сталина Георгию Маленкову, Никите Хрущеву, Михаилу Горбачеву и Борису Ельцину, в то время, как о 'сильных лидерах', таких, как Петр Великий, Екатерина Великая, Александр II, Путин и даже чудовищный Сталин и нелепый Леонид Брежнев, мнение положительное.

Важнейшая долгосрочная угроза для Медведева - это его предполагаемая слабость. Исторически в России каждый режим разительно отличался от предшествующего. Так, правление Горбачева отличалось от брежневского, ельцинское - от горбачевского, а путинское - от ельцинского. Горбачев, Ельцин и Путин позиционировали себя в качестве антитезиса своих предшественников. Медведев же - 'официальный' преемник Путина, и он не сможет отбросить контроль и видение своего босса, даже если захочет.

Тем не менее, для того, чтобы преуспеть, Медведеву понадобится, в конце концов, проявить собственный характер, сформировав политический курс и одержав победу в силовой политике.

Ариэль Коэн - старший научный сотрудник фонда Heritage.

___________________________________

Новый лидер России ("The Financial Times", Великобритания)

Отобранный Путиным ("Time", США)