Гульсина Фатахудинова, 56-летняя мусульманка, татарка по происхождению, пришла со своими чемоданами к зеленой мечети в центре Москвы. В этот день там собрались десятки ее единоверцев, в своих тяжелых пальто, меховых шапках и прочей зимней одежде - вскоре они смогут на время избавиться от необходимости ее носить.
В советское время эти люди десятилетиями не могли выполнять самый священный из обрядов ислама, сейчас же они, как и десятки тысяч других российских приверженцев этой религии, отправляются в Саудовскую Аравию, чтобы совершить хадж - ежегодное паломничество в Мекку, один из самых святых для мусульман городов. За последние несколько лет число паломников увеличилось, благодаря росту благосостояния в России и укреплению стабильности на населенном в основном мусульманами Северном Кавказе, в том числе в Чечне, понемногу оправляющейся после почти десяти лет войны.
Г-жа Фатахудинова совершает паломничество во второй раз.
'В этом году я еду за свою мать, свою покойную мать, которая так и не смогла совершить хадж, пока была жива', - объясняет она. По ее словам, их семья была религиозной даже в советское время, но при жизни матери посетить Мекку они не могли - у них не было ни возможности, ни разрешения от властей.
'Я еду за нее, - говорит г-жа Фатахудинова, - так чтобы перед Богом, когда мы все воскреснем, она могла чувствовать себе хаджи'.
Советское правительство разрешало совершать паломничество только 18 людям в год, рассказывает глава международного отдела Совета муфтиев России Рушан Аббясов. В наши дни ограничения на число паломников накладывает только Саудовская Аравия, на территории которой проходит хадж.
В этом году, саудиты повысили квоту для паломников из России с 20000 человек до 26000. По словам г-на Аббясова, несмотря на солидную стоимость поездки - от 2 до 3 тысяч долларов на человека - были запрошены все визы по отведенной на этот год квоте. 3000 участников пятидневного паломничества, начинающегося на этой неделе, прибывают из Чечни.
'В этом году в связи с ростом религиозного самосознания, окончанием кровопролития на Северном Кавказе, и в особенности в Чечне, и увеличением благосостояния, люди просто могут себе это позволить', - утверждает президент Исламского культурного центра России Абдул-Вахид Ниязов.
Все мусульмане, которым это позволяют финансовые и физические возможности, должны совершить хадж хотя бы раз в жизни. Многие верят, что можно совершить хадж вместо мертвого или тяжелобольного родственника.
После десятилетий жестко ограничивавшей открытое исповедание любой религии советской власти, ислам, ранее скрывавшийся по кухням и подвалам, переживает сейчас такой же период возрождения, как и православное христианство.
В России сейчас около 4000 мечетей притом, что в мрачные советские годы их было всего 90. В Москве появились мусульманские продуктовые магазины и магазины одежды, а в этом месяце была открыта первая больница, предназначенная для мусульман.
Из 140-милионного населения страны ислам исповедуют от 14 до 23 миллионов, что делает мусульман крупнейшим из религиозных меньшинств. Живут они в основном на Кавказе и в двух автономных республиках - Татарстане и Башкортостане, кроме того, около двух миллионов мусульман проживает в Москве.
Кремль старается способствовать паломничеству. Во многом это часть стратегии по поддержанию спокойствия среди российских мусульман и надзору за жизнью общины, но в то же время речь идет и о развитии связей с Саудовской Аравией, в которой у России есть перспективные экономические интересы. Президент Владимир Путин во время своего визита в Саудовскую Аравию (он стал первым за десятилетия российским лидером, посетившим ее) смог пролоббировать увеличение квоты для российских мусульман на этот год.
В ходе встречи с духовными лидерами российских мусульман президент пообещал продолжить оказывать хаджу содействие на государственном уровне.
Государство создало специальную службу для помощи паломникам с визами и транспортом, а 'Аэрофлот' - российская государственная авиакомпания - часто предлагает для них специальные тарифы. Кроме того, государство создало специальный фонд для поддержки исламской культуры, науки и образования и ассигновало на эти цели 60 миллионов долларов, часть которых предназначена для имеющих государственную аккредитацию мусульманских школ и университетов.
При этом правительство продолжает беспокоить возможность того, что россияне во время хаджа могут подвергнуться пропаганде экстремистских форм ислама. По мнению многих аналитиков, в том числе президента московского Института Ближнего Востока Евгения Сатановского, государственное содействие паломникам изобличает попытки государства следить за их деятельностью.
'Мы знаем, что Саудовская Аравия тратит на пропаганду своей версии ислама - ваххабитской, - гораздо больше, чем Советский Союз за всю свою историю потратил на пропаганду коммунизма', - говорит г-н Сатановский.
Большинство мусульман, за исключением небольшого числа экстремистов на Северном Кавказе, полностью интегрированы в российское общество, и многие государственные чиновники, как и многие духовные лидеры мусульман, опасаются, что влияние более консервативных или даже более радикальных исламских течений, распространенных в таких местах как Саудовская Аравия, может возбудить межрелигиозную рознь.
По сообщениям российской прессы, в этом году среди паломников много сотрудников спецслужб, что, как многие полагают, свидетельствует о стремлении государства следить за своими гражданами во время их пребывания в Саудовской Аравии. Официальные лица и организаторы хаджа это отрицают.
В настоящее время, по словам Андрея Себенцова, главы Правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений - государственной структуры, занимающейся урегулированием религиозных вопросов, в том числе отвечающей за помощь паломникам - главной проблемой чиновников в связи с хаджем остаются жалобы саудовских властей, на то, что российские паломники занимаются контрабандой. В основном, утверждает он, речь идет о выходцах с относительно бедного Северного Кавказа, где, благодаря проницаемости границ, контрабанда превратилась в общедоступный и доходный вид бизнеса. В прошлом году несколько человек были арестованы за незаконный ввоз почти тонны бутылок с водой.
Чаще всего, рассказывает г-н Аббясов, как саудиты, так и другие мусульмане, собирающиеся для совершения хаджа в Мекку, реагируют на россиян с любопытством.
'Очень многих удивляет, что в России, оказывается, есть мусульмане', - говорит он.
____________________________________
Исламский ренессанс в Матушке России ("The Times", Великобритания)
Россия - мусульманская держава ("The Economist", Великобритания)