Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Юрий Федотов: Предоставление независимости Косово создает опасный прецедент

Нельзя отрицать того, что мы очень по-разному смотрим на способы достижения этого урегулирования

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После кровопускания, совершенного в регионе менее десяти лет назад, для мирового сообщества настало тревожное время. Мало кто не согласится с желанием министра иностранных дел Великобритании достичь 'всеобъемлющего решения по всему региону Западных Балкан'. Великобритания и Россия едины в своем стремлении добиться урегулирования мирным путем и на постоянной основе

Сегодня Великобритания и Россия наряду с другими членами Совета Безопасности ООН обсудят трудный вопрос о территориальном статусе Косово. Этому предшествовал четырехмесячный период переговоров под эгидой ООН между сербами и косовскими албанцами, которые до сих пор не привели к соглашению.

После кровопускания, совершенного в регионе менее десяти лет назад, для мирового сообщества настало тревожное время. Мало кто не согласится с желанием министра иностранных дел Великобритании достичь 'всеобъемлющего решения по всему региону Западных Балкан'. Великобритания и Россия едины в своем стремлении добиться урегулирования мирным путем и на постоянной основе.

Однако нельзя отрицать того, что мы очень по-разному смотрим на способы достижения этого урегулирования. С точки зрения России, речь идет не только о будущем гражданстве 2 миллионов косовцев, которым уже предоставлена относительная автономия в рамках Сербии. Речь идет о принципе территориальной целостности, легитимности международного права и авторитете международной системы.

По всему миру - и не в последнюю очередь, в условиях так называемых 'замороженных конфликтов' на территории бывшего Советского Союза - одностороннее провозглашение независимости Косово угрожает спровоцировать цепную реакцию требований отделения. Даже несколько государств ЕС выразили обеспокоенность прецедентом, который может создать независимость Косово: они знают, что этот ободрит и легитимирует сепаратистские движения в их собственных границах. Что касается Балкан, то народ Республики Сербской в Боснии и Герцеговине мог бы выступить за присоединение к Сербии, и, тем самым, подтвердить репутацию региона как калейдоскопа постоянно меняющихся новых государств. В случае утверждения примата принципа самоопределения над принципом территориальной целостности будет сложно аргументировать, почему какая-либо территория какого-либо государства не может стать независимой.

Более того, на кону стоят фундаментальные положения международного права. Резолюция Совета Безопасности 1244, единогласно принятая менее 10 лет назад, недвусмысленно подтвердила территориальную целостность Союзной Республики Югославия и, соответственно, Сербии. Именно в силу примата международного права миссия ООН в Косово после 1999 г. была вынуждена отклонить ряд деклараций независимости, провозглашенных Ассамблеей косовских албанцев. Пока резолюция Совета Безопасности ООН остается в силе, любая декларация независимости будет незаконной.

Страны, готовые признать Косово в обход ООН, должны осознавать, насколько фундаментально их действия ослабят международную систему, не прибавив легитимности независимому Косово. Не существует прецедента создания нового государственного образования неким комитетом стран вопреки воле суверенного государства. По словам министра иностранных дел Кипра Эрато Козаку Маркуллиса (Erato Kozakou Markoullis), 'созданный этим прецедент подорвал бы международную систему законности, существующую в политических и правовых системах всего мира'. Если мы верим в важность соблюдения верховенства закона, то признание независимости Косово - не вариант.

Так что же делать? Как добиться продвижения по сложному, но критически важному косовскому вопросу? Прежде всего, нужно продолжить переговорный процесс между Белградом и Приштиной. Это означает устранение искусственно навязанных крайних сроков, и создание условий для продолжения дискуссий. Главным доводом в пользу скорейшего предоставления независимости Косово называется угроза насилия со стороны этнических албанцев против сербских анклавов и международных представителей. Но успешное и прочное соглашение не может быть продиктовано страхом.

Не менее важно и то, что эти дискуссии должны проходить без вмешательства иностранных столиц. Не стоит удивляться тому, что отстаиваемые Белградом чрезвычайно эффективные модели по образцу 'Гонконг-Китай' и Аландских островов в Финляндии, гарантирующие максимальную автономию Косово, были немедленно отвергнуты Приштиной. За несколько недель до начала официальных переговоров между сербами и косовскими албанцами Вашингтон четко заявил свою позицию по поводу ценности 'бесконечного диалога на тему, по которой мы уже сформировали свое мнение'. Это не стало большим стимулом для Приштины искать подходящее компромиссное решение.

Давайте не будем забывать о том, что боснийская война девяностых была не менее сложной, и страсти ощущались не менее остро, чем в ходе косовского кризиса 1999 г. Однако стороны сумели выработать в Дейтоне приемлемое соглашение. Если в ноябре 1995 г. соглашения сумел достичь Слободан Милошевич, то нет причин считать, что на это не способны сербские власти.

На этой неделе у Совета Безопасности ООН есть, вероятно, последняя возможность встать на единую позицию и отступить от инициирования процесса, последствия которого выйдут далеко за рамки предполагаемых. Варианты мирного решения косовской проблемы не исчерпаны. И пока это так, переговоры должны продолжаться.

Юрий Федотов - посол России в Лондоне

__________________________________________

Как Россия загнала в угол свободу Косово ("San Francisco Сhronicle", США)

Многая лета 'замороженным конфликтам'! ("Le Monde", Франция)