Продолжение. С первой частью статьи можно ознакомиться здесь.
Россия обладает возможностью продавать другим странам большое количество мощных, надежных и современных систем вооружений благодаря своему военному опыту и вытекающему из него военно-промышленному опыту - который сильно отличается от подобного опыта Соединенных Штатов.
На протяжении долгого времени превосходство армии США в боевых действиях, а также процветание и динамичное развитие экономики и общества основывались на самых передовых технологиях и инновациях. Именно поэтому в последнюю четверть прошедшего века Соединенные Штаты смогли значительно опередить Японию и Германию в усвоении уроков революции в сфере информационных технологий - от связи до "айподов" и персональных компьютеров.
Подобный подход хорошо служил Соединенным Штатам и во время войн. Во время Гражданской войны Армия северян впервые использовала железные дороги для быстрой переброски большого количества военнослужащих и для обеспечения армии всем необходимым. Воздушные шары, которые использовались для наблюдения с воздуха и военные корабли, оснащенные броней и двигателями, также были новшествами, которые пришли в Европу на годы, если не на десятилетия, позже.
Россия на протяжении сотен лет была ведущей континентальной державой, доминировавшей на больших пространствах Европы и Азии, и ей неоднократно приходилось вести длительные кровопролитные войны, в которых участвовали сотни тысяч, иногда миллионы, солдат с каждой стороны.
В России практически всегда существовала командная экономика, в которой государство контролировало значительную часть ресурсов и распоряжалось ими по своему усмотрению, как при царях, так и после них. Обеспечение превосходства в военной мощи и подавляющего преимущества в численности армии и военной техники считалось главной задачей государства. После коммунистической революции 1917 года, при советской системе, эта тенденция лишь усилилась.
Советский Союз одержал победу в Великой Отечественной войне 1941-45 годов против нацистской Германии - которая была самым длительным, самым кровавым и самым напряженным военным конфликтом в истории человечества - в значительной степени благодаря возможности производить огромное количество дешевых, поставленных на поток, надежных систем вооружений, которые были простыми, но высокоэффективными и которые легко могли быть заменены другими системами.
Соединенные Штаты во время Второй мировой войны демонстрировали даже более впечатляющие результаты в производстве оружия - особенно бомбардировщиков, истребителей, транспортных самолетов, грузовиков, тяжелой артиллерии и военных кораблей - чем Советский Союз.
Однако уроки, извлеченные Америкой из опыта Второй мировой войны, были совсем другими.
Благодаря выдающимся результатам, продемонстрированным стратегическим бомбардировщиком Боинг-29 "Суперкрепость" и истребителем П-51 "Мустанг", а также достижениям в разработке и создании первых в мире атомных бомб, США после окончания войны были уверенны, что превосходство в передовых технологиях является главным фактором в создании вооружений, которые обеспечат безопасность и лидерство Америки.
Шок, вызванный сенсационными успехами советской космонавтики - от запуска первого искусственного спутника Земли в октябре 1957 года до полета Юрия Гагарина, который стал первым человеком в мире, побывавшим в космосе - еще больше усилил одержимость США идеей завоевания и сохранения лидирующих позиций в сфере высоких технологий.
Это привело к созданию в 1958 году Агентства по перспективным исследовательским проектам, которое за шесть прошедших десятилетий принесло огромную пользу как американскому обществу и экономике, так и американской армии.
Однако эти фундаментальные различия в подходе к созданию вооружений объясняют, почему российская оборонная промышленность, на десятки лет отстающая от американской промышленности в сфере передовых технологий, все же оказывается в состоянии демонстрировать сегодня такие хорошие результаты.
____________________________________________________________
Россия вновь играет мускулами в Европе ("Christian Science Monitor", США)
Кремль начинает новую гонку вооружений ("The New York Sun", США)