Хотя у некоторых наблюдателей возникли серьезные вопросы к методам проведения прошедших выборов в России, победа партии Владимира Путина "Единая Россия", а также высокая вероятность того, что в марте 2008 года президентом станет его протеже Дмитрий Медведев, улучшили показатель 'рисков и возможностей' (risk-reward balance) для инвесторов.
Весь этот год динамика акций российских компаний была гораздо хуже, чем у сравнимых с ними предприятий на развивающихся рынках мира, что во многом объяснялось именно атмосферой неопределенности, окружающей нынешний электоральный цикл. В этом, в сущности, нет ничего удивительного: за более чем пятнадцать лет, прошедших после падения Советского Союза, власть в России переходит из одних рук в другие только во второй раз.
Также инвесторов волновала перспектива изменения здоровой экономической политики, благодаря которой Россия отошла от края пропасти в 1998 году и приобрела завидную экономическую стабильность, быстрый рост объема экономики и благосостояния граждан. Инвесторы, кошельком проголосовавшие за Путина в самом начале, получили огромные барыши: с января 2000 года, когда он пришел в Кремль, до марта этого года индекс MSCI Russia вырос на 1200 процентов. Теперь, поскольку парламентские выборы уже прошли и Путин во всеуслышание объявил, что своим преемником хотел бы видеть Дмитрия Медведева, у инвесторов появились другие темы для размышлений: 'who is Mr Medvedev' и ждут ли их значительные перемены по сравнению с восьмилетним правлением Путина.
Медведев (его фамилия - действительно производное от русского названия этого животного) в свой год был одним из лучших выпускников юридического факультета одного из лучших университетов России. Он работает вместе с Путиным с начала 90-х годов и в разномастной группе советников нынешнего президента занимает либеральные позиции. С точки зрения экономической политики, скорее всего, инвесторы увидят 'продолжение предыдущих серий': строгую и жесткую фискальную политику и рост экономики, определяемый в основном ростом инвестиций.
Что касается традиционно самого трудного для России вопроса - качества корпоративного управления, - то теперь вероятность его снижения гораздо меньше, чем если бы на первое место в гонке за президентство выдвинулся один из двух других вероятных кандидатов. Медведев приходит в Кремль из частного сектора (он председатель правления 'Газпрома') и понимает, насколько важно для привлечения инвестиций обеспечить должное выполнение законов. Он уже дал понять, что полностью разделяет мнение Путина по этому вопросу: стратегические активы страны должно контролировать государство, но это не отменяет жизненной важности частного сектора для экономики.
Сегодня пауза, которую взял в этом году российский рынок из-за фактора политической неопределенности, открывает для инвесторов значительные возможности. Год назад бумаги российских компаний торговались на верхней планке для развивающихся рынков, однако в течение года Китай и Бразилия в долларовом выражении выросли на 80 процентов, а Россия всего на 25 - при том, что по выручке российские компании показали рост намного выше среднего. Таким образом, на сегодняшний день российские активы опять стали одними из самых дешевых в мире. По сводным данным основных классификаторов (consensus data), в 2008 году средняя стоимость российской компании будет в 10,5 раз превышать объем ее годовой выручки, в то время как средний показатель по всем развивающимся рынкам составляет 13.
Хотя рынок российских акций - это в основном нефтяной рынок, наиболее серьезные возможности для роста открываются как раз в ненефтяных секторах. Быстрый рост располагаемых доходов населения - в долларовом исчислении более чем на 300 процентов с 1999 года с прогнозом на удвоение в течение ближайших четырех лет - означает, что в стране появился богатый и пока, по большому счету, необслуженный потребитель, к которому надо держаться как можно ближе. Российская молодежь остро следит за модой; кроме того, благодаря ей Россия сокращает отставание от остального мира по распространению сотовой связи, компьютеров и широкополосного интернета.
На российском рынке торгуется немало компаний, через которые можно получить доступ ко всем этим актуальным тенденциям. У многих предприятий, работающих на потребительский рынок, в течение нескольких следующих лет рост доходов прогнозируется на уровне 30 процентов ежегодно. Также Россия начинает целый ряд затратных инфраструктурных проектов, и в этой области на российском рынке тоже есть привлекательные возможности для вложений - металлургия, транспорт, логистика.
Инвесторам предстоит самим оценить, пришло ли уже время включать в цену всех этих активов снижение политических и корпоративных рисков, или лучше будет подождать результатов мартовских президентских выборов и, соответственно, посмотреть, в какой из рыночных тотемов превратится, судя по всему, победитель Медведев - в 'медведя' или в 'быка'. Поскольку после последних событий отношение рисков и возможностей вдруг стало значительно лучше, мы ожидаем, что для рынка Медведев все-таки не оправдает свою фамилию. Окно таких возможностей просто не может долго оставаться открытым.
Дуглас Хельфер - менеджер инвестиционного фонда HSBC GIF Russia Equity.
______________________________________________
После Путина может быть только Путин ("Christian Science Monitor", США)
Здравствуй, Газпромия ("The Washington Times", США)
Россия в цифрах ("The Wall Street Journal", США)
Российское экономическое чудо? ("Business Standard", Индия)
Рост богатства России продолжится ("Bloomberg", США)