Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Иранские ядерные ракеты в медвежьих лапах

Поставки ядерного топлива дают начало опасной игре

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Из матушки-России в эти дни одна за другой приходят плохие вести, пробирающие насквозь, как сибирский ледяной ветер. Проведя далеко не свободные и отнюдь не честные парламентские выборы, Россия на прошлой неделе заключила соглашение с Ираном о завершении в начале будущего года строительства Бушерской атомной электростанции. А на этой неделе она доставила в Бушер 82 тонны ядерного топлива, которого хватит на целый год работы реактора. Тем самым Москва подкрепила атомные устремления Тегерана и усилила его возможности по вступлению в некогда эксклюзивный клуб ядерных держав.

Из матушки-России в эти дни одна за другой приходят плохие вести, пробирающие насквозь, как сибирский ледяной ветер.

Проведя далеко не свободные и отнюдь не честные парламентские выборы, Россия на прошлой неделе заключила соглашение с Ираном о завершении в начале будущего года строительства Бушерской атомной электростанции.

А на этой неделе она доставила в Бушер 82 тонны ядерного топлива, которого хватит на целый год работы реактора. Тем самым Москва подкрепила атомные устремления Тегерана и усилила его возможности по вступлению в некогда эксклюзивный клуб ядерных держав.

Конечно, русские говорят, что волноваться не стоит - ведь иранцы письменно заверили их, что топливо пойдет только на выработку электроэнергии на АЭС. А когда оно будет 'отработано', его вернут обратно в Россию.

Кремлевское министерство иностранных дел также заверяет нас, что использование ядерного топлива по назначению будет 'контролировать и гарантировать' орган ООН - Международное агентство по атомной энергии (то самое агентство, которое Иран водит за нос вот уже двадцать лет).

Москва и Вашингтон постарались изобразить счастье на лицах. Они заявили, что решение Кремля даст Ирану больше стимулов для прекращения работ по обогащению урана на тех трех тысячах или более центрифуг, изобретенных Абдул Кадир Ханом, которые крутятся круглые сутки и круглый год. (Что на это ответит Иран? 'Ждите, как же'.)

Решение русских окажется роковым - если они на самом деле завершат строительство и зарядят бушерский реактор. Раньше они прекращали работы на этом объекте, объясняя остановки проблемами с оплатой с иранской стороны. Безусловно, Иран пошел России навстречу и заплатил необходимую цену - какой бы высокой она ни была.

Но в конечном итоге, иранский прорыв в сфере ядерных вооружений совсем не в интересах России. Если по соседству появится еще одна ядерная держава, то прежде всего, понизятся акции самой Москвы, и ее влияние будет подорвано.

В конце концов, Иран сможет в перспективе угрожать не только южному флангу России, но и ее центру, когда у него появятся баллистические ракеты для доставки ядерного оружия.

Россия в последнее время активно обхаживает страны Ближнего Востока, пытаясь усилить там свое влияние. Но если она будет помогать иранцам в их ядерной программе, друзей среди арабов и израильтян она не приобретет. Так что же в действительности стоит за решением Москвы?

Во-первых, российский президент Владимир Путин сказал, что не верит в наличие у Тегерана программы создания ядерного оружия. Опубликованный недавно доклад американской разведки, в котором говорится, что Иран остановил разработку ядерного оружия еще в 2003 году, означает, что Вашингтону тоже жаловаться особо не на что.

Кроме того, русские все еще как сумасшедшие кричат об американской системе ПРО, которую планируется развернуть в Польше и Чехии. Возможно, они надеются на то, что Соединенные Штаты откажутся от нее в обмен на ужесточение позиций России в отношении иранской ядерной программы.

(Но решение России помочь Тегерану в этой самой программе дает чертовски веские основания для реализации планов развертывания ПРО в Восточной Европе - ведь система эта будет направлена на предотвращение иранской ракетно-ядерной угрозы.)

Наряду с этим, русские считают крайне прибыльными коммерческие связи с Ираном в ядерной сфере. Тегеран заявляет о своем желании построить целую кучу атомных электростанций. Неплохой объем работ для российской ядерной индустрии - ведь реакторы уйдут по миллиарду долларов за штуку.

Поэтому, если иранцы на самом деле согласятся прекратить обогащение урана (или хотя бы отложить эти работы на время) и пойдут на сотрудничество с международным консорциумом, который станет поставлять, забирать и утилизировать реакторное топливо, то русские смогут заработать на этом гору денег.

И наконец, Россия, считающая Соединенные Штаты своим конкурентом в борьбе за международное влияние, не возражает против подрыва наших позиций на Ближнем Востоке. А для этого она может разыграть иранскую карту тогда, когда Кремлю это будет выгодно.

Россия видит в Иране, который становится восходящей державой и энергетическим гигантом, возможного партнера по ряду направлений, включая сотрудничество на Каспии в области энергоресурсов и создание газового картеля по образу и подобию ОПЕК.

Конечно, Кремль призывает Иран прекратить обогащение урана, начать сотрудничать с МАГАТЭ и выполнять свои обязательства в рамках договора о нераспространении ядерного оружия.

Но это лишь неискренние словоизлияния: иранцы по-прежнему обогащают уран, а русские поставляют им топливо и возобновляют строительство в Бушере. И это, в конечном итоге, нанесет ущерб как российской безопасности, так и нашей.

Питер Брукс - старший научный сотрудник фонда Heritage Foundation, в прошлом - заместитель госсекретаря США.

______________________________________________________________

Россия: атомный груз для Ирана послан ("The Times", Великобритания)

Вашингтон теряет политический вес в Персидском заливе ("The New York Times", США)