Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как выставка приобрела политическое значение

Хотя Россия уверяет, что задержала картины, опасаясь их ареста, очевидно, что речь идет об очередном раунде дипломатической борьбы между Лондоном и Москвой

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия теперь предпочитает играть мускулами, о чем бы ни шла речь - о поставках энергоносителей или о художественных коллекциях. При этом Кремль и президент Путин, по-видимому, пытаются достичь одновременно двух иногда противоречащих друг другу целей - они хотят, чтобы мир принимал Россию всерьез, но не хотят, чтобы к ней относились как к парии

Все лондонское метро увешано плакатами с 'Танцем' Матисса - рекламой выставки 'Из России', самого громкого мероприятия Королевской академии искусств в следующем месяце. На этой неделе друзьям Академии и художественным критикам были уже разосланы персональные приглашения на ее открытие.

Выставка вызвала больший ажиотаж, ведь на ней должны были быть представлены более 100 шедевров французских и русских художников, многие из которых ранее не демонстрировались в Британии.

Однако сегодня Королевская академия получила уведомление из Москвы о том, что российские власти сделали проведение выставки по сути невозможным, запретив отправку картин в Лондон.

Сообщается, со ссылкой на директора Пушкинского музея Ирину Антонову, что четыре музея, участвующих в выставке, отказываются предоставить свои коллекции, так как Британия не дает 'гарантии', что в случае судебного иска их вернут в Россию.

Принадлежность части этих картин, действительно, вопрос спорный. Потомки российского купца Сергея Щукина, изумительная коллекция которого была конфискована Лениным в 1917 году, уже пытались предъявить права на некоторые из них. Последняя такая попытка была предпринята внуком Щукина Андре-Марком Делок-Фуко.

Однако серьезных оснований полагать, что над картинами в Лондоне нависнет опасность ареста, нет. Нынешнее развитие событий, по-видимому, скорее связано с дипломатическим разладом между Москвой и Лондоном, чем с искренним страхом перед возможной потерей картин.

В настоящий момент выставка находится в Дюссельдорфе, и там у организаторов не возникло никаких проблем - но между Россией и Германией сейчас нет и такой враждебности, как та, что возникла между Лондоном и Москвой после того, как в английской столице был убит российский диссидент Александр Литвиненко. Эта смерть, а также отказ России экстрадировать в Британию главного подозреваемого - Андрея Лугового - вызвали целую серию дипломатических жестов по принципу 'око за око'.

Представители российских ведомств по охране культуры заявляют, что они боятся отправлять картины в Лондон без государственных гарантий, так как у Британии нет законодательства, предотвращающего возможность наложения на них ареста (соответствующие законы сейчас рассматриваются парламентом). Однако многие подозревают, что это объяснение - всего лишь прикрытие для очередной попытки России набрать политические очки, такой же, как принятое на прошлой неделе решение о закрытии региональных отделений Британского совета.

Британское правительство обещало выдать России 'письменное поручительство' о возврате картин, одолженных Академии. Что еще оно может сделать - непонятно. Должно ли оно по прихоти Кремля ускорить принятие закона, над которым сейчас работает министерство по культуре, СМИ и спорту, только ради того чтобы провести одну, хоть и важную, выставку?

Как бы ни разрешилась ситуация, Россия, похоже, теперь предпочитает играть мускулами, о чем бы ни шла речь - о поставках энергоносителей или о художественных коллекциях. При этом Кремль и президент Путин, по-видимому, пытаются достичь одновременно двух иногда противоречащих друг другу целей - они хотят, чтобы мир принимал Россию всерьез, но не хотят, чтобы к ней относились как к парии (например, отказ западных экспертов признать недавние выборы демократическими был явно болезненным для российского руководства).

Возможно, этот спор вскоре разрешится. В прошлом году Россия прекратила поставки газа на Украину, но потом, добившись желаемой политической и финансовой выгоды, восстановила их. Возможно, после того как Москва заработает дополнительные очки и на этом споре, картины все же попадут в Лондон.

___________________________________________

Покупаю! Особенно, если это русское ("The Economist", Великобритания)

Тайные шедевры России ("The Financial Times", Великобритания)