Все лондонское метро увешано плакатами с 'Танцем' Матисса - рекламой выставки 'Из России', самого громкого мероприятия Королевской академии искусств в следующем месяце. На этой неделе друзьям Академии и художественным критикам были уже разосланы персональные приглашения на ее открытие.
Выставка вызвала больший ажиотаж, ведь на ней должны были быть представлены более 100 шедевров французских и русских художников, многие из которых ранее не демонстрировались в Британии.
Однако сегодня Королевская академия получила уведомление из Москвы о том, что российские власти сделали проведение выставки по сути невозможным, запретив отправку картин в Лондон.
Сообщается, со ссылкой на директора Пушкинского музея Ирину Антонову, что четыре музея, участвующих в выставке, отказываются предоставить свои коллекции, так как Британия не дает 'гарантии', что в случае судебного иска их вернут в Россию.
Принадлежность части этих картин, действительно, вопрос спорный. Потомки российского купца Сергея Щукина, изумительная коллекция которого была конфискована Лениным в 1917 году, уже пытались предъявить права на некоторые из них. Последняя такая попытка была предпринята внуком Щукина Андре-Марком Делок-Фуко.
Однако серьезных оснований полагать, что над картинами в Лондоне нависнет опасность ареста, нет. Нынешнее развитие событий, по-видимому, скорее связано с дипломатическим разладом между Москвой и Лондоном, чем с искренним страхом перед возможной потерей картин.
В настоящий момент выставка находится в Дюссельдорфе, и там у организаторов не возникло никаких проблем - но между Россией и Германией сейчас нет и такой враждебности, как та, что возникла между Лондоном и Москвой после того, как в английской столице был убит российский диссидент Александр Литвиненко. Эта смерть, а также отказ России экстрадировать в Британию главного подозреваемого - Андрея Лугового - вызвали целую серию дипломатических жестов по принципу 'око за око'.
Представители российских ведомств по охране культуры заявляют, что они боятся отправлять картины в Лондон без государственных гарантий, так как у Британии нет законодательства, предотвращающего возможность наложения на них ареста (соответствующие законы сейчас рассматриваются парламентом). Однако многие подозревают, что это объяснение - всего лишь прикрытие для очередной попытки России набрать политические очки, такой же, как принятое на прошлой неделе решение о закрытии региональных отделений Британского совета.
Британское правительство обещало выдать России 'письменное поручительство' о возврате картин, одолженных Академии. Что еще оно может сделать - непонятно. Должно ли оно по прихоти Кремля ускорить принятие закона, над которым сейчас работает министерство по культуре, СМИ и спорту, только ради того чтобы провести одну, хоть и важную, выставку?
Как бы ни разрешилась ситуация, Россия, похоже, теперь предпочитает играть мускулами, о чем бы ни шла речь - о поставках энергоносителей или о художественных коллекциях. При этом Кремль и президент Путин, по-видимому, пытаются достичь одновременно двух иногда противоречащих друг другу целей - они хотят, чтобы мир принимал Россию всерьез, но не хотят, чтобы к ней относились как к парии (например, отказ западных экспертов признать недавние выборы демократическими был явно болезненным для российского руководства).
Возможно, этот спор вскоре разрешится. В прошлом году Россия прекратила поставки газа на Украину, но потом, добившись желаемой политической и финансовой выгоды, восстановила их. Возможно, после того как Москва заработает дополнительные очки и на этом споре, картины все же попадут в Лондон.
___________________________________________
Покупаю! Особенно, если это русское ("The Economist", Великобритания)
Тайные шедевры России ("The Financial Times", Великобритания)