Журнал Time назвал Владимира Путина человеком года. Мне этот выбор кажется крайне странным. Да, Путин играет важную роль на международной арене; да, он срывает усилия Америки, направленные на то, чтобы Иран не получил в свои руки ядерное оружие; да, он все более бескомпромиссно заявляет о правах России на 'ближнее зарубежье', бывшие советские республики, которые, как Украина, Грузия и прибалтийские государства, стремятся взять иной курс. Но он делает все это не первый год, и в 2007-м календарном году не достиг каких-либо серьезных успехов - в лучшем случае, постепенного продвижения.
По контрасту с ним, четвертый претендент Time на звание человека года генерал Дэвид Петреус (David Petraeus) в уходящем году добился очень многого. При помощи многих других (как любой лидер) он кардинально изменил военную и политическую ситуацию в Ираке (если не на национальном, то на локальном уровне). То, что казалось неизбежным поражением Америки, превратилось в ее неизбежный успех. И Петреус сделал для этого больше, чем кто-либо другой.
Трудно не прийти к выводу, что журнал Time не назвал Петреуса человеком года потому, что его редакторы не хотели осветить и почтить успех Америки. Так было не всегда, в чем вы можете убедиться, взглянув на список тех, кому было присуждено звание человека года за все время его существования (когда-то оно называлось не 'person', а 'man of the year'). Во время Второй мировой войны Time выбрал человеком года генерала Джорджа Маршалла в 1943 г., а Дуайта Эйзенхауэра - год спустя. Справедливости ради отметим, что накануне войны Time не всегда присуждал это звание тем, кто вызывал восхищение у его основателя Генри Люса (Henry Luce), либерального республиканца и интервенциониста. В 1942 г. он выбрал Иосифа Сталина за успешное отражение Советами начавшегося в 1941 г. нацистского вторжения, но также - оправданно - назвал Сталина человеком года-1939, потому, что подписанный в августе 1939 г. пакт Гитлер-Сталин позволил Адольфу Гитлеру вторгнуться в Польшу без серьезного противодействия. Более того, сам Гитлер был назван человеком года в 1938 г., когда он вынудил Британию и Францию выбрать курс на умиротворение, лишив Чехословакию способности к сопротивлению.
Благодаря Люсу, который всегда был противником Рузвельта и Трумэна, но также горячо верил в необходимость триумфа Америки в 'холодной', равно как во Второй мировой войне, Time наградил Джорджа Маршалла за вклад в инициирование 'холодной войны' в 1947 г. и 'Американского бойца' за отражение коммунистического напора в Корее в 1950 г. Люс, родившийся в Китае в семье пресвитерианских миссионеров, оплакивал сдачу Китая коммунистам и поддерживал усилия США, призванные не допустить повторения этого во Вьетнаме. Уильям Вестморленд (William Westmoreland) получил звание человека года в 1965 г. (пожалуй, это был неудачный выбор, поскольку его стратегия во Вьетнаме провалилась), а Линдон Джонсон был с горечью назван человеком года в 1967 г., в год смерти Люса.
После Люса Time становится гораздо более либеральным и даже левым печатным органом, чем это мог бы себе представить Люс - отражая полевение истеблишмента, состоявшего когда-то из белых англосаксонских протестантов с дипломами старейших университетом Новой Англии (WASP Ivy League establishment). В 1971 г. Ричард Никсон был назван человеком года за политику открытости в отношении Китая - с правотой этого трудно поспорить, какой бы ни была ваша идеологическая ориентация. Никсон задал новый курс политике в отношении Китая, которому с тех пор в той или иной степени следовала каждая администрация (и которую впоследствии осуждало большинство кандидатов в президенты). Пост-люсовский Time не замедлил отметить поворот в китайской политике, совершенный Дэн Сяопином (Teng Hsiao-P'ing, как тогда транслитерировалось его имя), человеком года-1978, а в 1985 г. он вновь удостоился этого звания - на этот раз как Deng Xiao Ping. Time часто выбирал победителей президентских выборов, которые годом раньше не казались фаворитами - так, например, человеком года-1980 стал Рональд Рейган. Но, как это ни странно, он вновь получил это звание в 1983 г. вместе с Юрием Андроповым, хотя они никогда не встречались и не вели переговоры. К тому времени в сознании восточного истеблишмента глубоко укоренилось представление о том, что все земные проблемы можно решить переговорами между Соединенными Штатами и Советским Союзом, причем предполагалось, что последнему должны быть сделаны уступки. Но такие переговоры не состоялись, и главным вкладом Андропова в историю оказалась рекомендация на пост генерального секретаря Михаила Горбачева, который, безусловно, стал исторической фигурой, но, пожалуй, не так, как надеялся Андропов.
Time твердо стоял на своей позиции. Михаил Горбачев был человеком года-1987 - выбор более, чем оправданный - но в 1989 г. он был также объявлен человеком десятилетия. В какой-то степени повторилась ситуация 1950 г., когда Уинстон Черчилль был объявлен человеком полувека, но с одним маленьким отличием: Черчилль победил, а Горбачев проиграл. Человеком восьмидесятых, который одержал триумф, был Рональд Рейган. Возможно, этого звания заслужил и папа Иоанн Павел II, человек года Time в 1994 г. (и он вполне мог стать им в любой год своего понтификата).
Когда в 1963 г. я начинал журналистскую карьеру в Harvard Crimson, Генри Люс и Time считались классическими образцами ангажированной журналистики с креном в сторону республиканцев против демократов, в сторону либеральных республиканцев против консервативных, в сторону католиков (жена Люса Клэр Бут Люс (Claire Boothe Luce) обратилась в католичество, и Люс обеспечивал более чем благосклонные материалы о детях своего друга Джозефа Кеннеди и католиках Зьемах (Diem) во Вьетнаме; оказалось, что, вопреки тому, что мы думали в то время, о Кеннеди писалось слишком много, а о Зьемах - столько, сколько нужно).
Теперь у Time появился уклон влево, интересный и несколько оригинальный. Присуждая звание человека года, он чутко следит за изменениями в популярной культуре. В 1991 г. он выбрал основателя CNN Теда Тернера, за пять лет до того, как Руперт Мердок основал канал Fox News, который уже давно взял под свой контроль CNN; однако последний был пионером в области кабельного телевидения. Другие интересные решения: Time выбрал 'находящуюся в опасности' планету в 1988 г., когда Эл Гор выдвигался в президенты, скорее, как внешнеполитический 'ястреб', чем борец с глобальным потеплением. В 1991 г. человеком года стал Энди Гроув (Andy Grove) из Intel, а в 1999 г. - Джеф Безос (Jeff Bezos) из Amazon.com. Сегодня эти решения, пожалуй, выглядят актуальнее, чем тогда. Несколько раньше, Time пророчески объявил персоной года-1982 компьютер; увы, в посвященной этому статье не были упомянуты Билл Гейтс и Стив Джобс (Steve Jobs), и, хотя в ней говорится об Apple, нет ни слова о Microsoft. Тем не менее, выбор кажется довольно убедительным.
В том, что касается политики, Time выглядит более неуклюже. Звание человека года была присуждено Биллу Клинтону и Джорджу Бушу в годы их избрания, а, в случае Буша, - также переизбрания: да, конечно... но все-таки... в общем, сами понимаете. Time отдает титул республиканцев, когда поступить иначе просто невозможно: Ньюту Гингричу (Newt Gingrich) в 1995 г., Руди Джулиани (Rudy Giuliani) - в 2001 г. Некоторые групповые награды были присуждены вполне справедливо - Американскому солдату в 2003 г. и 'добрым самаритянам' Боно и Биллу и Мелинде Гейтсам в 2005 г. С другими дело обстоит хуже.
Людьми года в 1993 году стали 'миротворцы' Нельсон Мандела, Ф. де Клерк, Ицхак Рабин и Ясир Арафат. Угадайте, кто в этом списке лишний? А в 1998-м - Билл Клинтон и Кеннет Стар (Kenneth Starr) - такая же нелепая пара, как Андропов и Рейган. В 2002 г. ими стали сознательные дамы Синтия Купер (Cynthia Cooper), Колин Роули (Coleen Rowley) и Шеррон Уоткинс (Sherron Watkins) - помните таких?
И так мы возвращаемся к человеку года-2007 - Владимиру Путину. Да, его выбор кажется логичным - он только что назначил себе преемника, который выглядит как его пешка (по крайней мере, пока, но есть и другое мнение). Но Россия изменилась с тех пор, как Time счел динамичным дуэтом Рональда Рейгана и Юрия Андропова. А кого Time назвал кандидатами на это звание? Эла Гора, который завысил цифры прогноза Межправительственной группы экспертов по изменению климата в 20 раз, чтобы доказать, что в результате глобального потепления Нью-Йорк и Лондон окажутся затоплены (чего не произошло в XIII веке, когда средняя температура была гораздо выше, чем сейчас). Дж. Роулинг, заработавшая миллионы на книгах, которые обожают читать дети и взрослые; при всем уважении, она не оказывает такого влияния на судьбы мира, как Гитлер в 1938 г. или Сталин годом позже. Или Ху Цзиньтао, возглавляющий систему, запуск которой в 1978 г. Time справедливо назвал поворотным моментом истории. У меня на книжной полке (на самом деле, непонятно где, потому что недавно я переехал и пока еще не расставил книги) лежит книга китайского ученого, озаглавленная '1587: год, не имевший значения'. Я купил ее ради названия, и до сих пор не удосужился прочесть. Насколько я могу судить, Ху Цзиньтао, как и эта книга, 'не имеет значения'. Дэвид Петреус, четвертый в списке Time, добился многого - очень многого. Но Time не хочет признавать этого, потому, что это значило бы, что Джордж Буш - не невежественный тиран, а Соединенные Штаты в истории - не на стороне проигравших. Лучше придать Владимиру Путину значение, которого он не заслуживает. Стыдно.
_________________________________
Место Путина в истории ("Time", США)
Глюксман: Наивный и аморальный выбор, продиктованный страхом ("Corriere Della Sera", Италия)