Я слушал интервью журнала Time c его 'человеком года' - российским президентом Владимиром Путиным, и мне на ум пришла старая шутка известного комика Граучо Маркса о том, что он не хочет быть членом ни одного клуба, в котором состоит Граучо Маркс.
Путин отвечал на вопрос о том, захочет ли когда-нибудь Россия вступить в НАТО. Но в отличие от великого юмориста Маркса с его самоуничижительным юмором, Путин своими словами демонстрировал ту горечь и уязвленное самолюбие, которые очень характерны для России в ее отношении к Соединенным Штатам после падения коммунизма.
Решение Time выбрать Путина своим 'человеком года' поражает. Редакция журнала ясно дает понять, что присвоение этого титула не является наградой, это просто ее оценка того, кто оказал наибольшее влияние на события уходящего года. А возвращение России на мировую арену в качестве крупного игрока, пусть и не совсем желанного, это важное событие, несмотря на то, что ее подъем и не был отмечен таким количеством газетных заголовков, как война в Ираке или президентская кампания. В отдаленной перспективе возрождение России из пепла коммунизма может оказать на международные дела даже большее влияние, чем неудачная авантюра президента Джорджа Буша в Ираке. К худу или к добру.
Наблюдая за тем, как Россия сбросила оковы пусть нелепой, но все же страшной коммунистической системы, чтобы при Путине вернуться к авторитарной форме правления, я, как и многие другие люди, беспокоюсь по поводу того направления, в котором будет двигаться эта огромная ядерная страна.
Подавление свобод, в том числе, свободы прессы, господство путинской партии, повсеместная коррупция - все это напоминает прежние времена в России. Нет, мы не возвращаемся назад к 'холодной войне', однако короткий период реального сотрудничества с Россией, которым было отмечено начало 90-х годов, безвозвратно ушел в прошлое.
Больше всего Путин хочет, чтобы Россия была мощной и независимой силой в международных делах. Он явно недоволен тем, как Запад, и особенно США, обращаются с ней, расширяя НАТО на восток, к ее границам.
По случайному совпадению на этой неделе я ужинал со своим другом-бизнесменом, который в последние годы часто ездит по России. Я высказал свою тревогу по поводу авторитарных методов правления Путина и его твердого намерения удержаться у власти в качестве премьер-министра, когда он уйдет с президентского поста. У моего друга такой тревоги не было. Он считает, что в первую очередь важно, чтобы Россия была стабильным государством. Авторитарные методы руководства Путина и резкий скачок цен на нефть (Россия занимает второе место в мире по объему ее поставок после Саудовской Аравии) помогли России стабилизироваться после злополучных лет, наступивших с падением коммунизма. Тогда страдания и беды людей были реальны, повсеместны и создавали потенциальную опасность.
'Ну ты же видишь, что они делали все неправильно. Они приняли идею каких-то западных экономистов о том, что если дать рынку самостоятельно работать, то все наладится само собой, - сказал мой друг, - но не так все просто. Русские должны найти свой собственный путь строительства рыночной экономики и самоуправления. И это займет много времени'.
Даже Михаил Горбачев, сыгравший знаковую роль в разрушении старой системы при помощи своей политики гласности и перестройки, признает, что Путину нужно было в определенной степени навести порядок в стране, поскольку существовала реальная угроза всеобщего хаоса. В интервью Time Путин ставит в заслугу Горбачеву осознание того, что коммунистическая система просто не действует.
Есть масса причин для беспокойства по поводу путинского самовластия и его планов сохранения власти. Кто он - новый царь, как пишет Time на своей обложке? Когда Борис Ельцин в соответствии с конституцией отказался от власти и ушел со сцены, возникла надежда на то, что в российской политической истории появилась новая традиция. Но похоже, что Путин следует более старой модели.
Однако, как утверждает мой друг, процесс становления в России будет долгим и трудным. Наши кандидаты в президенты пока практически полностью игнорируют эту страну. Но вопрос о том, как разумно и с пониманием вести с ней дела, должен стать важной темой в наших общенациональных дебатах.
_____________________________________________________________
Россия: Царь родился ("Time", США)
Это был год Путина ("Time", США)