Накануне официального визита президента Российской Федерации Владимира Путина в Беларусь 13-14 декабря этого года активно обсуждались перспективы Союза России и Беларуси и возможность назначения российского лидера президентом Союза двух славянских государств.
С одной стороны, это дело исключительно двух государств, а с другой стороны, развитие двусторонних российско-белорусских отношений непосредственно касается Украины.
Каким же образом зависит Украина от российско-белорусского вектора "славянского треугольника" и какие у него перспективы?
Понятно, что "славянский треугольник" объединяет Украину, Беларусь и Россию по многочисленным параметрам: политическим, экономическим, географическим, информационным, историческим, культурно-духовным и т.п..
Именно "славянский треугольник" поставил точку в распаде Советского Союза в декабре 1991 года, когда было подписано Беловежское соглашение. С этой договоренности трех славянских стран и начался новый этап развития одной шестой части суши, и было создано Содружество Независимых Государств.
Сразу следует отметить, что без Беларуси и Украины, которая так и не стала полноправным членом СНГ, Содружество может превратиться из евразийской организации в азиатский союз, и даже совсем прекратить свое существование.
В отличие от Беларуси, Украина, с самого начала своего независимого существования, избегала глубоких интеграционных процессов с бывшими социалистическими республиками. Но, в то же время, наше государство придерживалось политики активного сотрудничества, преимущественно в экономической сфере.
После прихода к власти Александра Лукашенко в 1994 году Беларусь взяла курс на углубление интеграционных процессов с Россией, что в то время отвечало настроениям подавляющего большинства белорусов.
Такой курс привел к созданию в 1997 году конфедеративного образования Союза России и Беларуси. Однако до настоящего времени Беларусь и Россия так и не окончили запланированные интеграционные процессы ни в одной из сфер: не были созданы конфедеративные органы власти, не введена единая валюта, не созданы общие вооруженные силы, не интегрирована экономика.
Осень 2007 года отличилась оживлением деятельности в рамках Союза России и Беларуси. Результаты рассмотрения союзного бюджета на 2008 год показали его возрастание по сравнению с 2007 годом на 10% до 4 млрд. рублей.
В ходке визита Владимира Путина в Беларусь обсуждались, как официально задекларировано, спешные вопросы объединения двух стран в единое государство.
В действительности, их скорее можно назвать вопросами российско-белорусских межгосударственных отношений, поскольку сдвиги в конкретном наполнении Союза России и Беларуси не отмечались (детальнее см: Заявления для прессы и ответы на вопросы по итогам заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства России и Белоруссии14 декабря 2007 года).
Визит Путина имел преимущественно политический характер. Он проходил одновременно с саммитом Европейского Союза, на котором был подписан новый базовый договор. Российский акцент на Союзе России и Беларуси должен был продемонстрировать ЕС, что в Европе существуют и другие надгосударственные объединения. Россию, к тому же, насторожили белорусские шаги навстречу Европейскому Союзу.
Ведь, в последнее время президент Беларуси демонстрировал лояльность по отношению к ЕС, важной вехой которой стало согласие Лукашенко открыть в Минске представительство Европейской Комиссии.
В свете укрепления внутренних позиций российской власти, ряд конфликтов с Западом вынуждает Россию идти на уступки Беларуси, чтобы удержать ее в качестве политического союзника.
Россия вынуждена избегать конфликтных вопросов в российско-белорусских отношениях, в особенности на фоне победы "оранжевой коалиции" в Украине, чтобы не выпустить Беларусь из сферы своего внимания.
В целом, вопрос Союзного государства является на сегодня скорее мифом, чем конкретно очерченной прагматической реальностью.
Во-первых, длительное независимое существование России и Беларуси сгладило те разрывы экономических связей, которые существовали в начале 90-х годов.
Оба государства научились самостоятельно решать собственные проблемы. С каждым годом взаимозависимость двух стран если не становится меньше, то все больше приобретает форму равноправных отношений независимых государств.
Во-вторых, белорусский народ с каждым годом все меньше стремится к интеграции с Россией.
По результатам социологического исследования, проведенного белорусским Независимым институтом социально-экономических и политических исследований, в сентябре этого года за объединение Беларуси и России выступали 33,8% опрошенных белорусов против 46,4% год назад, а против такого объединения соответственно 47,4% против 33,5%.
В-третьих, белорусская элита не желает интегрироваться с Россией. Известный белорусский политолог Андрей Ляхович отмечает, что желания политически интегрироваться с Россией у белорусов нет ни на уровне правящей элиты, ни на уровне общества.
Правящая элита монопольно контролирует белорусский рынок, и им здесь не нужен ни Запад, ни россияне. Он указывает, что белорусы поддерживают только развитие экономического сотрудничества с Россией.
Украина не заявляла о планах присоединения к Союзу, но за подобное вступление высказывались украинские коммунисты. В частности, народный депутат от фракции КПУ Александр Ткаченко в декабре 1999 года заявил, что вступление Украины в Союз это "вопрос времени".
Безусловно, вступление Украины в Союз России и Беларуси укрепило бы это образование и придало бы более конкретные и практические очертания, но это невозможно никаким образом.
В треугольнике Россия-Украина-Беларусь у каждой из сторон есть свои интересы, свои взгляды, которые преимущественно не совпадают со взглядами и интересами других.
Россия в трехстороннем объединении будет пытаться играть главную роль и навязывать свои условия на правах "старшей сестры". Такие сценарии уже были в нашей истории. Такое развитие событий отмечалось и в российско-белорусских отношениях.
Президент Беларуси Александр Лукашенко постоянно делает акцент на равных правах двух стран в Союзном государстве, подчеркивая, что Беларусь не может стать еще одним субъектом Российской Федерации.
У Украины и Беларуси есть много общего не только в историческом и культурно-духовном измерениях, но и в выборе своего будущего, включая и проблемы, которые остались со времен Советского Союза.
Во-первых, Украина и Беларусь являются европейскими государствами и их место в европейском сообществе.
Во-вторых, нашим государствам от СССР остался в наследство мощный промышленный комплекс, который наряду с большими экономическими возможностями дал и привязанность к постсоветскому рынку.
В-третьих, два государства, объединенные географическим расположением на перекрестке путей с Востока на Запад и с Севера на Юг.
В-четвертых, мощные транзитные возможности двух стран обеспечивают поставки российских и центральноазиатских энергоносителей странам Европейского Союза.
В-пятых, Украина и Беларусь практически не имеют своих разведанных запасов энергоресурсов, которые бы могли удовлетворять внутренние потребности.
Только в тесном сотрудничестве, за счет присоединения Беларуси к основанному в Кракове Балто - Черноморско - Каспийскому энергетическому диалогу и согласованности энергетических шагов, наши две страны могли бы прервать цепь энергетических кризисов. Но эта общность интересов не является толчком к интеграции, а предпосылкой для плодотворного обоюдного сотрудничества.
Россия уделяет такое большое внимание Беларуси еще и потому, что она находится на стадии подъема в мировом измерении. Чтобы стать действительно мировым центром силы, России необходимо иметь свою закрепленную сферу влияния.
В ее геополитические аппетиты входит и Украина. Решив вопрос с усилением влияния на наше государство, Россия смогла бы решить свою главную геополитическую задачу - восстановление Империи.
Характер российского влияния на Беларусь и Украину меняется, поскольку в политическом измерении произошли необратимые процессы.
Российское руководство прекрасно понимает, что политическая составляющая российско-украинских отношений уже бесповоротно потеряна после президентских выборов в Украине в 2004 году и окончательного укрепления в сознании украинского народа ментального осознания независимой идентичности.
Для смягчения этого Россия на данном этапе первоочередной задачей поставила укрепление российско-белорусского вектора. Для того, чтобы получить хоть какую-то победу в российско-украинских отношениях, Россия должна выигрывать в российско-белорусских отношениях.
Россия, в стремлении укрепить свое влияние в рамках "славянского треугольника", четко поняла, что настало время использовать экономически-энергетический рычаг. Энергетически зависимая Беларусь за смягчение в поставках энергоносителей из России еще идет на определенные политические уступки и выполняет условия политического контракта с Россией.
Но Россия стремится установить экономический контроль в Беларуси и сталкивается с сильным сопротивлением белорусской элиты.
Беларусь не намерена пустить Россию на внутренний экономический рынок. На пике энергетического российско-белорусского кризиса летом этого года президент Беларуси Александр Лукашенко считал, что Россия хочет приватизировать не только отдельные предприятия, но и всю Беларусь.
У России остается один козырь и относительно Беларуси, и относительно Украины - поставки энергоносителей. Украина платит большую цену за газ из России (179,5 долларов США за тысячу кубических метров газа на 2008 год), но сохраняет большую независимость в отношениях с Россией.
Беларусь за газ из России платит меньшую цену (можно ожидать 119 долларов США за тысячу кубических метров газа на 2008 год), но в обмен обязалась продать России до 2010 года 50% акций "Белтрансгаза" за 2,5 млрд. долларов США.
Вдобавок, на прошлой неделе Путин привез Беларуси финансовую помощь в виде кредита на 1,5 млрд. долларов, которые она и должна будет выплачивать России в обмен на увеличенные в цене энергоносители. Такие мероприятия только повысят экономическую зависимость Беларуси от России.
Российское энергетическое давление имеет и положительные результаты для Украины и Беларуси. Оба государства вышли из состояния эйфории и спокойного потребления российских энергоносителей по низким ценам.
Энергетические кризисы заставили их взяться за решение двух проблем: диверсификация источников поставки энергоносителей и адаптация национальных экономик к мировым ценам на энергоносители.
Беларусь пытается решить первый вопрос своими силами, что содействует укреплению российского экономического давления и потребности идти на уступки. Украина идет другим путем, сотрудничая со странами с одинаковыми энергетическими проблемами в рамках энергетического диалога, дверь в который открыта для любых сторон.
Таким образом, Россия в ближайшее время будет принимать меры по предотвращению ослабления российско-белорусских отношений и будет пытаться экономически привязать Беларусь.
Усиление российско-белорусского вектора "славянского треугольника" может привести к нарушению равновесия в нем и повредить двусторонним отношениям каждой из сторон.
В рамках "славянского треугольника" речь ни о политической, ни об экономической интеграции идти не может. Украина, Россия и Беларусь могут активно и взаимовыгодно развиваться только за счет равноправного сотрудничества во всем спектре межгосударственных отношений.