Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Когда власти закон не писан, где-то рядом всегда бродит коррупция

В России, как и в других странах, непрозрачность подпитывает бандитскую культуру, убивающую прогресс общества и экономики

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Да, чеки русских, осевших в Лондоне, всегда оплачиваются, но они оплачиваются за счет воровства, и неважно, что иногда это воровство происходит с ведома Кремля. Если мы позволим богатым бандитам жить у нас, то от их наверняка раньше или позже заразится и наше собственное общество. Убийство Литвиненко - лишь цветочки по сравнению с тем, что нам в этом случае грозит

Даже если кто-то кое-где у нас порой и начинает - без всякого осознанного намерения - мечтать о том, что он сделал бы, если бы на него вдруг, откуда ни возьмись, свалились бы миллиарды фунтов, то очень быстро становится непонятно, что с ними делать. Ну дом с полным штатом прислуги; ну машина с шофером; ну яхта, вертолет и все такое - и все равно можно спокойно положить оставшиеся несколько сот миллионов в банк и жить себе на проценты.

Можно, конечно, отдать деньги таким, как Полли Тойнби (Polly Toynbee) и Джордж Монбио (George Monbiot) на какие-нибудь благие общечеловеческие цели, но подобного уровня просветления достигает мало кто из миллиардеров. Напротив, сегодня в мире настолько много денег оказывается в руках отъявленных материалистов, что специально ради того, чтобы помочь им решить, куда эти деньги потратить, существует огромный рынок предметов роскоши.

Недавно в Париже я услышал о ресторане, куда часто захаживают русские олигархи. Здесь в меню есть вальдшнеп, хотя во Франции эту прелестную птицу продавать запрещено. Ресторан, пользуясь уникальностью своего предложения, берет 220 фунтов за порцию - но от желающих нет отбоя. В среднем обед на двоих стоит в этом ресторане более 600 фунтов, но для тех, у кого столько денег, что они уже не знают, что с ними делать, это, наоборот, хорошо.

И все же, зачем человеку - даже если он твердо решил есть купленного из-под полы вальдшнепа всю оставшуюся жизнь - 20 миллиардов фунтов? Это было первое, что я подумал, прочитав на прошлой неделе в The Guardian о том, что президент России Владимир Путин якобы набрал в собственный карман столь огромное состояние. Если уж на то пошло, то стремление кушать в старости хлеб с маслом - а может, и с черной икрой - по-человечески понятно. Но даже если Путин в качестве персонального самолета купит себе 'Аэробус', а купаться будет исключительно в розовом шампанском, то 20 миллиардам это все равно будет что слону дробина.

Как бы там ни было, история складывается полнее правдоподобная - потому что из опыта нам всем известно, что как только глава государства получает возможность погашать собственные счета за счет государственной казны, через некоторое время привилегии практически неизбежно ударяют ему в голову. Набивать карманы миллиардами долларов привыкли некоторые африканские лидеры, не последний среди которых - Роберт Мугабе (Robert Mugabe). Судя по результатам, изложенным в отчете Всемирного банка, с окончания колониальной эпохи политики на африканском континенте украли больше, чем остальной мир выделил всей Африке в качестве помощи.

В международном сообществе ширится недовольство тем, что следующим президентом ЮАР может стать Джейкоб Зума (Jacob Zuma) - несмотря на осуждение одного из его помощников за коррупцию и примерно такую же судебную перспективу в отношении самого Зумы, якобы принимавшего взятки от французской оружейной компании. Однако, как это ни печально, подъем Зумы к вершинам власти будет означать лишь, что ЮАР 'вливается в коллектив'. Глобальные исследования, за которые организации Transparency International можно лишь сказать большое спасибо, показывают, что в мире гораздо больше коррумпированных стран, чем некоррумпированных. Например, в Южной Америке единственным маяком честности на всем континенте остается Чили, вокруг которого на всем континенте клубится коррупционная тьма.

Во множестве стран раковая опухоль коррупции поразила все - от самого низа, когда в водительские права вкладывают купюру, чтобы избежать штрафа за превышение скорости, до самого верха, когда министры расхищают деньги из национальной казны.

Нам в Великобритании тоже неприятно слышать, как во взятках обвиняют руководство BAE, стремившееся продать как можно больше оружия Саудовской Аравии - причем не исключено, что все проходило с ведома правительства. Время от времени в прессу попадают репортажи о коррупции в рядах полиции и местной власти. Однако у нас все же есть повод для законной гордости: сами по себе общественные институты в нашей стране чисты. В скандалах с британскими политиками фигурируют, как правило, не такие уж большие суммы денег, и то предназначаются они, как правило, для пополнения партийных касс, а не для личного обогащения. Известное дело с раздачей пэрских титулов за деньги по глобальным стандартам - и вовсе сущая мелочь.

Естественно, глупо было бы с этим мириться, и понятно, что угроза разоблачения свободными СМИ и привлечения к независимому суду есть и будет гораздо более действенным инструментом поддержания чистоты в ряда наших политиков, чем стремление сделать Вестминстер храмом морального подвижничества. Однако факт остается фактом: в нашей стране никто не обогащается за счет собственной власти. Тони Блэр, конечно, заработает миллионы на публичных выступлениях после отставки, и это несомненный щелчок по носу общественному мнению - но это никак не тянет на нарушение этики.

Россия в этом разрезе находится в совершенно отчаянном положении: коррупция разъела все уровни общества. Одна из причин этого - маленькие зарплаты государственных служащих. В списке Global Corruption Index Россия болтается в самом низу, между Руандой и Филиппинами. И даже если Путин и не переводит деньги в какой-нибудь швейцарский банк, то он - явно один из крайне немногих власть предержащих, упускающих свой шанс.

Мы смотрим на сообщество русских, осевшее в Лондоне, без осуждения - и, вполне возможно, напрасно. Среди тех из них, кто окопался на Бонд-стрит или в ресторане 'Гаврош', крайне мало таких, в чьих карманах лежат честные, по нашим меркам, деньги. Большинство из них - порождения бандитской культуры. Да, их чеки всегда оплачиваются, но они оплачиваются за счет воровства, и неважно, что иногда это воровство происходит с ведома Кремля. Если мы позволим богатым бандитам жить у нас, то от их наверняка раньше или позже заразится и наше собственное общество. Убийство Литвиненко - лишь цветочки по сравнению с тем, что нам в этом случае грозит.

В своем важнейшем труде 'Незолотой миллиард' (The Bottom Billion) Пол Колье (Paul Collier) подчеркивает, что коррупция будет процветать, пока банки всего мира не заключат соглашение о мерах по обеспечению прозрачности. Несколько недель назад в одном банке в Вест-Энде я получил по чеку четырехзначную сумму, и кассирша вдруг строго спросила меня, откуда у меня эти деньги. А когда я начал возмущаться, она ответила: 'Прошу прощения, но мы обязаны задавать этот вопрос каждый раз, когда проходит крупная сумма'. Вот так вот неуклюже у нас в Великобритании пытаются бороться с отмыванием преступных доходов. Однако сомневаюсь, что подобный вопрос задают, или когда-нибудь зададут, в швейцарском банке Путину - или тому же Зуме - по поводу их миллиардных счетов.

Серьезнее всего проблема коррупции стоит для беднейших стран. Если в России простые люди так благодарны судьбе за повышение уровня жизни за счет высоких доходов от нефти и газа, что им и в голову не приходит задаваться вопросом о том, сколько денег уводят их лидеры на самом верху, то в Зимбабве, Демократической республике Конго и странах Центральной Азии из-за этого простые люди просто умирают с голоду.

В Китае, нигерийском штате Лагос, в Аргентине и некоторых других латиноамериканских странах коррупцию в судах удалось несколько снизить благодаря повышению судейских зарплат и введению независимого мониторинга судов. С 1995 по 2005 год количество гражданских дел, поступающих в китайские суды, удвоилось, потому что народ почувствовал, что теперь шансы истца добиться правды стали гораздо выше.

Тем не менее, усиливающаяся международная конкуренция за энергоносители, другие сырьевые товары и крупные контракты с развивающимися рынками не снижает, а, наоборот, усиливает коррупцию. Авторы Global Corruption Index подчеркивают, что среди всех европейских стран больше всех взяток в развивающемся мире платит Италия. За пределами континента активнее всего коммерческую коррупцию развивают Россия, Китай и Индия - но и у подавляющего большинства развитых стран тоже рыльце в пуху.

Наверняка найдутся циники, которые, прочитав статью, пожмут плечами и скажут - как многие говорят, слыша обвинения в адрес BAE: 'Так устроен мир, так будет всегда'. Но многие и многие страны платят за это 'устройство мира' дорогой ценой. Прогресс общества и экономики всецело зависит от уважения к закону. Если такового в стране нет, то ее общество становится хронически неспособно к реализации собственного потенциала.

Для народа ЮАР будет настоящей трагедией, если его страна продолжит скатываться по наклонной - а этот процесс сегодня становится еще быстрее из-за того, что правительство ограничивает возможности СМИ наблюдать за властью - к зияющей пропасти коррупции окружающего мира. И не будет преувеличением сказать, что и российское общество никогда не станет успешным, если не отойдет от нынешнего своего бандитского характера.

Неважно, сколько утянул в свой карман Путин - 20 миллиардов или 20 миллионов. Важно другое - власть имущим в России закон остается по-прежнему не писан. Любое общество, которое становится жертвой этой реальности, в конце концов проваливается в ночь.

________________________________________________

Симулируй эпилепсию, или садись в тюрьму, или плати взятку, или ... ("The Globe And Mail", Канада)

Как вести бизнес в России ("The Wall Street Journal", США)

Сказка о двух опозоривших и дискредитировавших себя лидерах ("The Independent", Великобритания)

Куда катится британская аристократия? ("Le Monde", Франция)