Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Выборы как детская игра

Во что не верит грузинская оппозиция

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Предвыборная кампания в Грузии вступила в решающую фазу. Реальные программы имеют только три кандидата - это Михаил Саакашвили, Шалва Нателашвили и Бадри Патаркацишвили. Остальные кандидаты решили поиграть с Михаилом Саакашвили, а заодно и с избирателями в детскую игру 'верю - не верю'.

Предвыборная кампания в Грузии вступила в решающую фазу. Как бы мы не относились к происходящему, приходится признать - таких выборов у нас еще не было. Уникальность ситуации состоит не только в том, что 8 ноября действующий президент Михаил Саакашвили объявил о проведении досрочных выборов. Впервые в нашей истории мы голосуем не за очередного лидера, которому просто верим, и не от обреченности, как то бывало во времена Эдуарда Амвросиевича. За голоса избирателей идет реальная борьба на основе предвыборных программ. Стоит посмотреть, что остается в 'сухом остатке', без эмоций и апелляции к недавнему прошлому.

С точки зрения предвыборных предложений электорату реальные программы имеют только три кандидата - это Михаил Саакашвили, Шалва Нателашвили и Бадри Патаркацишвили. Остальные кандидаты, в том числе и основной кандидат от объединенной оппозиции Леван Гачечиладзе, решили поиграть с Михаилом Саакашвили, а заодно и с избирателями в детскую игру 'верю - не верю'. На мой взгляд, данная позиция явно проигрышная, хотя бы потому, что народу и сегодня очень хочется верить. Строить всю предвыборную кампанию вокруг событий 7 ноября, заведомо обречено на провал еще и потому, что события 7 ноября были восприняты большинством населения страны не как преступление власти, а как национальная трагедия. Любая попытка сегодня позиционировать себя на негативе к властям обязательно вызывает вопрос - ну хорошо, они плохие, а что собираетесь делать вы? Ответа на этот вопрос у оппозиции просто нет, если не считать клятвенного обещания ликвидации поста президента. Не думаю, чтобы кто-то сегодня с полной уверенностью взялся бы утверждать, что большинство населения Грузии против института президентства. Скорее всего, большинству все равно, так как существуют гораздо более злободневные вопросы. И эти вопросы находятся именно в плоскости 'сухого остатка' социально-экономического блока.

Конечно, в этом плане Михаил Саакашвили находится в более выигрышной ситуации. Во-первых, потому что общий курс правительства был правильным. Даже самые отчаянные критики Михаила Саакашвили не могут сказать, что ничего не было сделано в сфере экономического развития, образования, здравоохранения или оборонного строительства. Освещенные улицы, отремонтированные школы и больницы, хорошо укомплектованная армия, отсутствие 'гаишников-вымогателей' на дорогах, возможность поступить в высшее учебное заведение без взятки и многое другое не дает оппозиционным силам возможности отрицать очевидные достижения. Хотя и тут кое-кто из них умудряется добавлять свою ложку дегтя в бочку меда. Однако есть сферы, где у правительства не все так гладко. Прежде всего, это социальная сфера.

Было бы несправедливо обвинять нынешние власти в том, что только они виновны в том, что на фоне экономического роста страна оказалась на грани социального взрыва. Основная причина - тенденции в мировой экономики, рост цен на фоне падения доллара не мог не создать серьезные трудности для молодой грузинской экономики. К сожалению, здесь правительство Грузии не сумело предложить оперативный антикризисный план, который помог бы смягчить последствия вышеприведенных негативных тенденций. Так что замена педантичного Зураба Ногайдели на энергичного Ладо Гургенидзе была более чем логична. Сегодня Михаил Саакашвили и его команда осознали социальный заказ населения и начали энергично, может быть, даже слишком энергично, исполнять его. Именно эта оперативность и энергичность со стороны властей позволила оппозиции разыграть карту 'не верю', и попытаться убедить электорат, что все шаги правительства, направленные на удовлетворение социальных запросов незащищенных слоев населения не более чем предвыборный ход.

Что ж попытаемся разобраться, чему и почему не верит оппозиция? Все аргументы оппозиции, как правило, сводятся к двум взаимоисключающим вещам. Первое, у правительства просто не хватит средств, чтобы выполнить свои предвыборные обещания. И второе, если правительство выполнит свои предвыборные обещания, это приведет еще к большему росту цен и инфляции. Сразу же оговорюсь, что каждое из обещаний властей нуждается в серьезном анализе, который надеюсь, мы сможем рассмотреть за 14 дней, оставшихся до выборов. Пока же приведу только несколько цифр, на социальные нужды в бюджете 2008 года выделено около 400 миллионов лари. Планируется изыскать эти средства как за счет увеличения доходной части бюджета, так и за счет сокращения расходов на отдельные статьи бюджета. Доходная часть бюджета 2008 года составляет 5,154 млрд. лари (3,1 млрд. долларов). Налоговая часть отсюда составляет 4,560 млрд. Поступления от приватизации составляют 312 млн., капитальные доходы - 903 млн. лари. Расходная часть госбюджета составит 5,705 млрд. лари, что превышает на 230 млн. прошлогодний показатель. На образование в 2008 году выделяется 490 млн. лари, в то время как в 2007 году этот показатель равнялся 418 млн. Дополнительные средства пойдут на повышение зарплат и медицинское страхование педагогов. На здравоохранение предусмотрен 1,284 млрд. лари, (параметр 2007 года - 996 млн. лари). Сокращены расходы на инфраструктуру и капитальную часть. В 2007 году этот параметр составлял 1,1 млрд., в 2008 году - 900 млн. лари. Сокращен и бюджет Министерства обороны с 1,495 миллиардов до 1,1 млрд. лари. Сокращается финансирование энергетической сферы в виду завершения реабилитации основных энергообъектов. На нее выделен 61 млн. лари, хотя в 2007 году финансирование составляло 226 млн., в этом - 61 млн. Позвольте спросить, в чем же заключается нереальность этих цифр?

Теперь что касается инфляции. Конечно, увеличение денежной массы на рынке не может не повлиять на инфляционные показатели. Но, как мы уже отмечали, процесс роста цен в Грузии, был связан не столько с внутренними процессами, сколько с тенденциями мировой экономики. Тут многое зависит от действий Кабинета министров. Думаю, в профессионализме Ладо Гургенидзе никто не сомневается. От себя добавлю, что может, имеет смысл задуматься над последствиями обещания другого кандидата в президенты - Бадри Патаркцишвили, который пообещал, в случае своего избрания, потратить на социальные нужды из своих личных средств полтора миллиарда долларов. Последствия такой 'благотворительности' нетрудно представить. Финансовая масса такого размера, поступившая не за счет налоговых сборов, а извне, неминуемо приведет к такому скачку инфляции, что поставит под угрозу всю финансово-кредитную систему страны. Впрочем, не думаю, что нам следует особо беспокоится по этому поводу. Шансы на победу данного кандидата ничтожно низки, а без таких твердых гарантий, как президентское кресло, господин Патаркацишвили явно не пойдет на такой шаг. Пойдет ли в случае победы, как вы сами понимаете вопрос сугубо гипотетический.

Так или иначе, на вопрос "верю - не верю", аргументов в пользу "верю" гораздо больше, чем в пользу "не верю". Если кто-нибудь считает иначе, до 5 января достаточно времени, чтобы доказать свою правоту.

Гела Васадзе.

_______________________

Скандалы и деньги предвыборной Грузии ("День", Украина)