Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Русская Православная Церковь возрождает священные звоны

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На протяжении почти всего советского периода большая часть церковных колоколов молчала. Исключение составляли лишь известные монастыри, такие как Троице-Сергиева лавра в подмосковном Сергиевом Посаде. И даже эти знаменитые места по приказу советских органов власти переживали периоды полного молчания. С закатом коммунизма в 90-е годы Русская Православная Церковь опять начала обучать искусству колокольного звона, которое уходит корнями в царское прошлое.

МОСКВА - 'Чудесно, чудесно!' - воскликнул Александр Праков, с восторгом размахивая руками, когда его ученица Маргарита Крупка исполнила совершенный по своему ритмическому рисунку православный колокольный звон.

25-летний психолог Крупка встала перед деревянной рамой высотой в рост человека, на которой висело девять колоколов и било - плоский кусок металла. Она взяла в руки короткие веревки, привязанные к языкам колоколов, и начала их натягивать. Раздался один удар колокола, а затем, когда она стала ловко дергать за веревки и нажимать ножную педаль, к нему присоединились остальные, создавая умело направляемую мелодию звона.

Маргарита, закрыв глаза, мерно покачивалась в такт перезвону. И так же спокойно, как и в начале, она тихо прекратила ритмичные движения рук.

'У меня такое чувство, будто душа моя поет', - сказала живущая в небольшом подмосковном городке Крупка.

Действительно, колокольный перезвон Крупки это не просто сигнал о начале службы. Это связующее звено между храмом и Небесами. Именно так утверждает православная церковь.

В течение трех месяцев Крупка в составе небольшой группы учеников от школьного до пенсионного возраста изучала теорию и практику колокольного звона. Это неотъемлемый и трогающий до глубины души элемент православного богослужения. Но колокольный звон в России услышишь нечасто, что связано с хронической нехваткой квалифицированных звонарей.

После распада Советского Союза были построены и восстановлены тысячи православных храмов, но лишь в немногих есть звонари. Об этом говорит Виктор Шариков, возглавляющий Московский колокольный центр, который выпускает примерно 800 человек ежегодно.

'В коммунистические времена, - говорит он, - мы потеряли очень многое, и сейчас наша задача состоит в возрождении традиций'.

Такие ученики как Крупка, должны быть православными верующими и постоянно посещать церковь. Отбор на учебу проводят местные священники. Трехмесячные курсы обучения включают два часа теории и три часа практики каждую неделю.

Последние курсы завершились в четверг вечером коротким концертом, участников которого наградили аплодисментами и похвалами. 'Это огромное удовольствие - видеть, чего они добились за три месяца', - говорит Шариков.

Священник должен прочитать над звонарем молитву и благословить его (или ее) каждый раз перед началом церковного звона.

На протяжении почти всего советского периода большая часть церковных колоколов молчала, говорит Шариков. Исключение составляли лишь известные монастыри, такие как Троице-Сергиева лавра в подмосковном Сергиевом Посаде. И даже эти знаменитые места по приказу советских органов власти переживали периоды полного молчания.

С закатом коммунизма в 90-е годы Русская Православная Церковь опять начала обучать искусству колокольного звона, которое уходит корнями в царское прошлое. Была воссоздана программа обучения. Сегодня все учителя - это опытные звонари из самых святых мест России. Так, начинающий священник Праков является помощником звонаря в Сергиевом Посаде.

В отличие от колоколов на Западе, чьи звоны проходят по музыкальным нотам, православный колокольный звон - это звон исключительно ритмический. Каждый звонарь в определенных границах может импровизировать и вырабатывать собственную манеру.

Дмитрий Кузнецов - 27-летний компьютерщик из Москвы. Он говорит, что увлечение колокольным звоном стало естественным переходом от его любимого увлечения ударными инструментами. 'С одной стороны, я верующий, а с другой, я ударник, и для меня две эти вещи сочетаются в колокольном звоне, - говорит он, - я всегда любил звуки колоколов и поэтому решил попробовать'.

Западные колокола во время звона раскачиваются. Православные колокола остаются неподвижными, и всю работу выполняют их языки с короткими веревками, которые держит в руках звонарь. В отличие от Запада, где звонарь обычно стоит внизу звонницы, куда опускается длинная веревка, русские звонари находятся прямо перед колоколами.

'Для нас самое важное это чувство ритма, - говорит Шариков, - если у вас хороший музыкальный слух, это здорово, но это не главное. Наш звонарь не вызванивает музыку. Он создает ритм, и порой в нем очень трудно уловить какую-то мелодию. Такова наша традиция'.

'Например, для католиков очень важно, насколько хорошо звучание колокола соответствует мелодии, - продолжает он, - но для нас самое ценное - это богатство тембра и продолжительность звука'.

Учеников колокольного звона также учат пользоваться билом. Это плоские куски металла или дерева, по которым ударяют молотком. На этих инструментах можно играть отдельно или в сочетании с колоколами. Это самый древний вид ударных инструментов в православной церкви.

Колокола появились в России в 15-м веке, а било, как говорит Шариков, использовалось еще за пять столетий до этого.

'Я впервые услышал колокольный звон, когда попал в Кремль. Я тогда подумал, что хотел бы научиться так звонить, - говорит 15-летний Тимофей Кукуладзе, живущий в Подмосковье, - в нашей церкви были колокола, но звонить было некому, поэтому меня сюда и послали. Это огромная честь'.

___________________________________________________________

Возврат к православию ("The Wall Street Journal", США)

Край затерянных храмов ("The Observer", Великобритания)