После пятисот дней борьбы гламур, коньки и раскладушка торжественно возвращаются на улицу Грушевского. Хотя все что ни делается - все к лучшему. Премьерство ЮВТ может спасти страну от ее президентства. Гламур возвращается, а политический процесс в стране ускоряется.
Похоже, Верховная Рада стране больше не нужна. И тем более не нужна правительству - после того как она досрочно прекратила полномочия 14 народных депутатов от БЮТ и НУНС, которые назначены членами Кабмина. Как в анекдоте: сдачи не надо и пальто не надо - Верховная Рада приняла постановление, согласно которому следующее заседание ВР состоится только после регистрации в ЦИК новых депутатов от БЮТ и НУНС.
Одному Богу известно, сколько может продолжаться этот процесс регистрации новых депутатов в ЦИК (и существует ли там для этого кворум). За это постановление проголосовали главным образом депутаты от БЮТ, НУНС и Блока Литвина. После чего народный депутат от ПР Елена Лукаш предложила председателю ВР объявить о прекращении деятельности коалиции в связи с тем, что у коалиции после сложения депутатских полномочий членами Кабинета Министров нет достаточного количества депутатов. 'Прощай, коалиция' - заявила Лукаш. Действительно, зачем нам коалиция? Юля - наше все!
Прорыв со скрипом
Де-факто коалиция прекратила существование, поскольку в нее теперь входят меньше 226 депутатов. Но для прекращения полномочий коалиции де-юре необходимо, чтобы об этом официально объявил председатель ВР.
Однако для этого председатель ВР должен быть самостоятельной политической фигурой, а не просто подающим большие надежды.
Политический процесс ускоряется - вне зависимости от того, объявляют об этом факте официально или нет.
Ускорение политического процесса началось после того, как Юрий Ехануров все-таки помог Юлии Тимошенко совершить украинский прорыв в кабинет премьера. Хотя интрига сохранялась практически до последней минуты голосования. Ехануров под завороженными взглядами депутатов напряженно с кем-то (кто бы это мог быть?) переговаривался по телефону. А если бы он не помог? Куда повернул бы процесс? Хотя не стоит заблуждаться относительно самостоятельности Юрия Ивановича при принятии судьбоносного решения в пользу украинского прорыва. Учитывая историю личных отношений Тимошенко и Еханурова, добровольно согласиться стать подчиненным Юрий Иванович бы не мог.
Как не стоит заблуждаться и относительно чувства благодарности, которое будет испытывать ЮВТ к проблемному Юрию Ивановичу. Совсем наоборот - она забыла о его существовании сразу же после того, как он сказал судьбоносное 'да'. Она забыла даже представить его кандидатуру Верховной Раде на должность министра обороны. Вы скажете, что это случайность, а не первый звонок президенту и его министерской квоте? Посмотрим, посмотрим...
Впрочем, не только Юрий Иванович может претендовать на обладание золотой акцией в 'оранжевой' коалиции. Хотя мы вправе сомневаться в том, что хоть один из 'депутатов-демократов' (за исключением Плюща) действительно является хозяином собственного голоса и может распоряжаться им по своему усмотрению. То есть так, как ему подсказывает совесть. Но это к слову. И к состоянию парламентаризма в Украине. Как он есть.
Как бы то ни было, прорыв со скрипом и визгом все же состоялся. 'Оранжевая' коалиция большинством в один голос (это минимально возможная цена за половину страны) все же смогла создать собственное правительство. Согласится ли половина страны на такую цену - это особый вопрос. Но прорыв ЮВТ свершился. И не без помощи ПР. Прорваться удалось не в последнюю очередь благодаря созданию 'регионалами' атмосферы наибольшего благоприятствования: ПР не смогла ничего противопоставить погромным действиям 'оранжевых'. На что был расчет - неизвестно.
Победить половину страны и навязать ей свои фантасмагоричные представления о мире и о справедливости, опираясь на преимущество в один голос в ВР, - это, конечно, утопия. Но ошибочно думать, что утопии и фантасмагории не реализуемы в мире реальности. Напротив, мы знаем исторические примеры реализации масштабных утопий. И знаем трагическую цену, которую мир вынужден был за это заплатить. И этот счет еще не закрыт - мы продолжаем платить по сей день.
Можно сказать, что 500 дней (именно столько сопротивлялся Кабмин во главе с Януковичем) боролись между собой два сценария дестабилизации обстановки в стране и парламенте: сценарий Секретариата Президента и сценарий Юлии Тимошенко.
СП хотел получить управляемое правительство и дестабилизированный парламент. Того же хотела и ЮВТ (здесь их интересы совпали), но управлять правительством и всем 'оранжевым' лагерем она хотела единолично (здесь их интересы разошлись). Потому главным вопросом стала борьба за 'оранжевое' лидерство. Все остальное (споры вокруг пунктов коалиционного соглашения или министров) было лишь инструментом в борьбе.
В этом споре Тимошенко поставила точку. В результате длительной (более года) борьбы единоличным 'оранжевым' вождем стала Юлия Тимошенко. С чем мы ее и поздравляем. Несогласные с таким фактом будут решительно переводиться в разряд предателей. Президент потерял авторитет и влияние даже среди так называемого пропрезидентского блока НУНС. В результате значительная часть пропрезидентских сил, которые Ющенко усиленно продвигал и на которые возлагал большие надежды, сделали ставку на Тимошенко. Это первый вывод.
Премьерская республика
Второй вывод состоит в том, что центр власти в очередной раз переместился с улицы Банковой на Грушевского. Возник некий маятник власти. После согласия ПР на проведение досрочных выборов в ВР власть (вернее, то, что от нее осталось) вопреки Конституции переместилась с улицы Грушевского на Банковую. Оставим за скобками оценку легитимности и эффективности президентской власти. Но поскольку другой власти в стране просто не было, то формирование правительственной коалиции происходило не в здании парламента (как это должно быть по Конституции), а в президентском Секретариате.
Однако после формирования правительства Юлии Тимошенко маятник снова качнулся в сторону Кабмина. Можно сомневаться, что такое качание власти пойдет стране на пользу. Но можно надеяться и на то, что маятник наконец качаться перестанет.
Можно сказать больше: в стране - согласно действующей Конституции (и при несформированном парламенте) - де-факто и де-юре возникла премьерская республика. Теперь можно как угодно долго тянуть с окончательным формированием комитетов, выбором вице-спикеров, регистрацией в ЦИК новых кандидатов и пр.
Особое место занимает процедура приведения к присяге в парламенте новых депутатов. Коалиции в парламенте нет, большинства тоже нет. Где взять кворум для открытия сессии ВР? Без срочной покупки (или коррумпирования, если угодно) 'оранжевыми' полутора десятков бесхозных депутатов это сделать невозможно. В принципе отсюда правовой выход только один - на очередные внеочередные выборы... Шутка, конечно.
Надеемся, что шутка.
Премьеру по большому счету не нужна уже ни коалиция, ни парламент. Тем более если не удастся прикупить нужное количество депутатов. Можно какое-то время издавать постановления Кабмина, писать письма (подзаконные акты) в суды и прокуратуру - то есть заниматься тем, чем ЮВТ занималась в 2005 году. Можно снова заняться газовыми схемами и 'контрабандой стоп'.
Чем меньше сейчас будет уделяться внимания процессам в ВР, тем лучше. Идеально, если бы Верховная Рада вообще выпала из фокуса общественного внимания. Или испарилась бы. Ну обходились же как-то восемь месяцев без парламента - можно и дальше так жить. Тем более что ПР пообещала вести себя совсем не так, как вел себя БЮТ. Надо этим воспользоваться. Это третий вывод. Власть получили - обойдемся без парламента. И без нового бюджета. Кто во всем виноват? Вопрос риторический.
Хотя власть, полученная в результате дискредитации власти, это будет неизбежно дискредитированная власть. Для чего может такая власть сгодиться? Дискредитированная власть - это уже собственно и не власть. Это муляж власти. Ее имитация. Президент мог думать, что в результате дискредитации парламента и суда он подчинил себе эти две ветви власти. Но это не совсем так. На самом деле, выйдя из баланса трех ветвей власти (а только таким баланс и должен быть), суд не поддается никакому контролю.
ЮВТ может думать, что в результате разгрома и дискредитации парламента она получила полноценную, легитимную исполнительскую власть. На самом деле - это тоже не так.
Делегитимированная и дискредитированная ВР если и остается в какой-то степени законодательной властью, то перестает быть представительской. Поскольку парламентское большинство отнюдь не соответствует электоральной географии и не представляет электоральное большинство. Такой парламент не способен произвести на свет полноценное легитимное правительство. Тем более что процесс создания правительства прошел нелегитимно. Дети появились раньше родителей. Парламент еще не был сформирован, не созданы комитеты (главные парламентские инструменты, в которых должны проходить обязательную экспертизу абсолютно все парламентские акты), а правительство уже утверждено.
Дискредитированная власть, полученная с многочисленными нарушениями процедуры, не сможет стать надежной основой для коалиционного правительства. Даже если бы у 'оранжевой' коалиции было более серьезное (более одного голоса) преимущество, которое позволило бы им голосовать без проблем и натяжек. Большие надежды возлагались Юлией Тимошенко на депутатов-перебежчиков. Или депутатов-предателей - по классификации ЮВТ. Однако исполнению этих надежд пока мешает неуверенность потенциальных 'примыкателей' в жизнеспособности ВР шестого созыва как такового. Какой же смысл зря рисковать репутацией и нарабатывать негативные очки в ожидании скорых внеочередных выборов!
Украинский прорыв в политике произошел. Теперь интересно, что вывалится в прореху, образовавшуюся от этого прорыва. От Юлии Тимошенко не стоит ожидать ни сбалансированной, ни прагматичной линии поведения, поскольку это означало бы демобилизацию своих экзальтированных сторонников. ЮВТ будет вести себя в правительстве так же, как и в оппозиции - она будет воевать. В ПР же пока не готовы воевать, они по-прежнему хотят жить дружно.
Неизвестно, сможет ли ПР сплотить и организовать как парламентскую, так и внепарламентскую оппозицию. До сих пор ни ЮВТ (во время своего первого премьерства в 2005 г.), ни президент еще не сталкивались с хорошо организованной политической оппозицией. И как бы 'регионалы' ни старались изображать из себя конструктивную оппозицию, им, как показывает практика, сыграть эту роль до конца вряд ли удастся.
Причина не в плохом воспитании и не в скверном характере депутатов. Объективно они вынуждены будут выбивать власть из рук ЮВТ всеми доступными способами. Примерно так же, как это делала она. И блокировать, и бойкотировать - у них нет иного выхода. Кроме системности и конструктивности, они обязаны будут продемонстрировать бойцовский характер. Смогут ли?
В противном случае на следующих выборах (которые уже не за горами) они снова могут недосчитаться многих голосов. Если эти следующие выборы, конечно, состоятся. Поскольку нас уже явно куда-то несет.
_____________________________________
Первая на 'политическом катке' ("День", Украина)
Второй шанс Украины ("The Wall Street Journal", США)
Возвращение героини 'оранжевой революции' ("Le Temps", Швейцария)