Они клянутся и божатся, что даже если бы у них было много денег, они не стали бы их тратить на товары класса люкс. 'Есть много других более интересных вещей, путешествия, например', - утверждают тридцатилетние москвички Ольга и Марина, живущие в отдаленном районе на севере города. Но все же подружки приехали в центр Москвы, чтобы сфотографироваться на фоне витрины нового бутика Cartier, расположенного на первом этаже ГУМа, самого известного магазина столицы России.
Исключительное месторасположение. Там, где еще пятнадцать лет назад продавалась вобла, водка и вышедшие из моды ткани, теперь открыли свои магазины Dior и Vuitton. Зайдя в ГУМ, видишь новый бутик Guerlain. Рядом с ГУМом находится магазин Chloé, Baccarat открыл магазин в пассаже 'Третьяковский проезд', где итальянцы обустроили роскошные салоны Феррари и Мазерати. Летом именно здесь богатые русские паркуют свои Лотусы, Астоны Мартины и всякие Ламборджини, чтобы на людей посмотреть, себя показать и купить что-нибудь по мелочи.
Тенденции
'В России для наших фирм 2007 год был просто потрясающим', - утверждает Элизабет Понсоль Депорт (Elizabeth Ponsolle Desportes) из Комитета Кольбера, членами которого являются 70 французских люксовых предприятий (Cartier, Lanvin, Vuitton, Ruinart, Lenôtre и т.д.). В начале декабря ассоциация провела в Москве свою ежеквартальную конференцию. 'Это свидетельствует о тенденции, которая длится уже двенадцать лет и пока еще не идет на убыль', - говорит она. В 2006 году оборот в России люксовых французских предприятий составил 600 миллионов евро. Намного меньше, чем в Китае, где сумма продаж преодолела планку в полтора миллиарда евро. Зато в России темпы роста больше: от 30% до 60% в год в зависимости от сектора рынка.
Итальянские компании, такие как Prada или Gucci, отличаются коммерческой агрессивностью, но французские компании считают, что на их стороне исторические традиции, завораживающее влияние, которое оказывали Франция и ее культура на российскую аристократию, начиная с XVIII-го века.
Главный франкофил среди российских олигархов Владимир Потанин, глава группы 'Интеррос', первым ввел моду на Францию. В начале 1990-х годов он решил построить для себя и своих партнеров поселок из шести коттеджей и пригласил французскую компанию, сегодня входящую в группу Vinci. Проект обошелся в 600-800 миллионов франков (91-121 миллионов евро). Паркетные полы как в Версале, крытые шифером крыши, как в замках Луары - творение рук французских ремесленников.
В 2003 году по случаю трехсотлетия Санкт-Петербурга Потанин финансировал выставку прикладного искусства 'Когда Россия говорила по-французски', проходившую в музее Эрмитаж. В августе этого года в Музее им. Пушкина состоялась выставка, посвященная жизни и творчеству Коко Шанель. Экспозиция пользовалась бешеным успехом. И больше 150 000 людей посетили выставку украшений и драгоценностей XX-го века, организованную в Кремле компанией Cartier. Настоящий рекорд!
Новое поколение
Генеральный директор представительства Cartier в России Франсуа Ле Троке (François Le Troquer) вспоминает, что после этой выставки компания получила заказ от богатого клиента на точную копию браслета. 'Мы не раскрываем стоимость частных заказов, - говорит он, - но речь шла о сотнях тысяч евро'. Ювелир знает, что отныне он может рассчитывать на новое поколение молодых людей, чьи доходы в месяц превышают 2000 евро. Практически несуществующие социальные расходы, низкий подоходный налог (13%) и квартиры, полученные в собственность благодаря щедрой приватизации 1990-х годов, позволяют быстро растущему среднему классу получать доходы выше, чем это можно заключить из статистических данных.
Производитель хрусталя компания Baccarat, основанная в 1764 году, любит вспоминать о своем блестящем русском прошлом. 'Последний царь Николай II, посетив в 1867 году (так в тексте - прим.пер.) Всемирную выставку, заказал Baccarat сервиз, который производится до сих пор и так и называется 'царский сервиз'', - рассказывает Бриджит Бюри, вице-президент Baccarat. Она готовится 18 января торжественно открыть в Москве 'Хрустальную комнату', точную копию парижского магазина с примыкающим к нему рестораном. Московский бутик, не такой просторный, как французский, будет располагаться в центре города в здании в стиле модерн, где раньше находилась аптека. Над интерьером работает французский дизайнер Филипп Старк (Philippe Starck).
Ну и наконец, русским, которые долгое время не знали других вин, кроме молдавских и грузинских, стали доступны знаменитые марки Бордо и Бургундии. La Grande Cave совмещает винный бутик, дегустационный зал и погреб, где хранятся тысячи бутылок лучших миллезимов Châteaux Petrus, Laffite и Yquem, стоимостью, исчисляемой многими тысячами евро. Руководитель этого проекта Евгений Тростенцов, который по собственному признанию еще три года назад не мог отличить красное вино от белого, организовал в этом году аукцион арманьяков. Бутылки по 7000 евро не остались без покупателей.
Подделки
Единственной ложкой дегтя в этой бочке меда является контрафактная продукция. Эрве Новелли (Hervе Novelli), государственный секретарь Франции по делам предприятий и внешней торговли, во время визита в Москву обсуждал с российскими официальными лицами эту проблему. В Комитете Кольбера этот вопрос предпочитают не затрагивать. Возможно, чтобы не предавать огласке тот факт, что некоторые 'фальшивки', продающиеся в подземных переходах за копейки, на самом деле - подлинный товар, 'выпавший из грузовика'.
____________________
Опьянение сверхроскошью ("Le Monde", Франция)
Москва: новые времена, новая мода ("The Times", Великобритания)
Москва. Когда город сияет огнями ("L'Express", Франция)