Состоявшиеся на прошлой неделе в Южной Корее президентские выборы стали предвестником серьезнейших изменений в политике этого ключевого союзника США в отношении Северной Кореи. Сокрушительное поражение кандидатов, выступавших за политику большого кнута без всяких пряников, дает Вашингтону массу новых возможностей для обуздания самого неспокойного в Азии диктатора Ким Чен Ира (Kim Jong Il). Вопрос теперь заключается в том, окажется ли внешнеполитическая команда Буша достаточно ловкой и способной, чтобы ухватиться за эту возможность.
Убедительные результаты голосования в значительной степени стали своего рода отпором некомпетентному руководству президента Но Му Хена (Roh Moo-hyun) в экономической сфере и его внутренней политике, вызвавшей поляризацию общества. Однако в совокупности те кандидаты, которые выступали против политики 'мира и процветания' по отношению к Северной Корее (получившей вначале название 'солнечный свет'), на выборах в прошлую среду получили более 63 процентов голосов. Это гораздо больше 35 процентов сторонников данной политики. Откуда такое недовольство курсом 'солнечного света'? Дело в том, что курс этот, начавшийся как политика примирения с Севером, постепенно деградировал и в итоге превратился в почти рефлекторную тактику умиротворения 'Дорогого Руководителя' Ким Чен Ира. Неудивительно, что многие простые корейцы посчитали такой 'солнечный свет' слишком неприятным, слишком неудобным и даже немного опасным.
Жители Южной Кореи морщились, когда их государство неоднократно воздерживалось при голосовании по резолюциям с критикой Северной Кореи за нарушения прав человека. Они ворчали, видя, что реализуемые на их налоги проекты 'экономического сотрудничества' с Севером превращаются в спасательный круг для все еще враждебно настроенного правительства в Пхеньяне. Они беспокоились, когда открытые разногласия с Вашингтоном по поводу 'северокорейской угрозы' создавали явную напряженность в жизненно важных союзнических отношениях США и Южной Кореи.
Короче говоря, Южная Корея готова к новому и более критическому подходу во взаимоотношениях с Северной Кореей. Именно это пообещал новоизбранный президент Ли Мен Бак (Lee Myung-bak). Ли - это не воин фронтов 'холодной войны'. Он называет себя прагматиком, судящим о действиях по их результатам. После своего избрания он просигнализировал, что главными приоритетами во внешней политике станут восстановление здорового альянса между США и Южной Кореей, а также достижение безъядерного статуса северокорейского режима. Он уже дал понять Пхеньяну, что тот может больше не рассчитывать на политику бездействия Сеула в отношении его злодеяний, а тем более - на не обусловленную ничем раздачу помощи.
Такое новое отношение к 'взаимодействию с Севером' выглядит очень многообещающе, не говоря уже о хороших перспективах подлинного сотрудничества между Соединенными Штатами и Южной Кореей по многосторонней северокорейской проблеме.
Теперь, когда Сеул наконец готов критиковать гулаговский 'рай' Ким Чен Ира, проведение эффективной международной кампании в защиту прав народа Северной Кореи становится все более реальной перспективой. Поскольку южнокорейское правительство не желает больше оставаться на вторых ролях, Инициатива по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения (Proliferation Security Initiative) может стать более эффективной и способной помешать Северной Корее получать незаконные доходы (от торговли наркотиками, контрафакции, продаж оружия и так далее). Для Ким Чен Ира все эти действия могут теперь стать гораздо более накладными. Не являясь более 'беглым союзником', Южная Корея может, наконец, присоединиться к общей политике США и Японии по оказанию реального давления на Северную Корею, чтобы та приступила к настоящей денуклеаризации. Вместе они способны применить реальные карательные меры за невыполнение этих требований.
Сегодня Китай может изображать поддержку Северу, а может и присоединиться к победившей стороне в Южной Корее. Не имея перед глазами примера всепрощающего южнокорейского правительства, Китай в итоге будет вынужден сделать трудный выбор в отношении режима Ким Чен Ира - как в рамках шестисторонних переговоров, так и вне их.
Но готова ли внешнеполитическая команда Буша использовать такой долгожданный и все равно ставший неожиданным дипломатический подарок от Южной Кореи?
По целому ряду причин (среди них поражение республиканцев в Конгрессе в 2006 году и ситуация в Ираке), команда Буша в конце прошлого года практически отказалась от своей прежней позиции в отношении Северной Кореи. Сегодня она стремится передавать с северокорейского фронта исключительно 'хорошие новости'. А новости эти подразумевают сделку с Ким Чен Иром в ядерной области - причем независимо от того, что там написано мелким шрифтом.
Если вам это кажется неправдоподобным, задумайтесь о действиях американской дипломатии в отношении Северной Кореи за последние 12 месяцев.
В начале текущего года американские власти тихо согласились 'разморозить' более 24 миллионов долларов вызывавших большие подозрения северокорейских средств с банковских счетов в Макао. Почему? Потому что ядерные переговорщики из Пхеньяна пригрозили не возвращаться за стол переговоров, пока их дорогой и горячо любимый мафиозо не получит деньги назад.
Вернувшись к шестисторонним переговорам, северокорейская сторона в феврале начертала 'план действий', в котором пообещала в течение двух месяцев дать полный отчет о своей прежней деятельности в ядерной области. Наступил конец года, а отчета так и нет. Насколько можно судить, Белый Дом это не очень-то и волнует.
В сентябре пошли разговоры о том, что израильские самолеты стерли с лица земли объект в Сирии, который с воздуха очень сильно напоминал ядерный реактор в Йонбьоне. Сирийский объект, по общему мнению, создавался с помощью Северной Кореи. Но в соответствии с новыми правилами общения Вашингтона с Пхеньяном команда Буша и словом не обмолвилась об этом таинственном и возможно крайне важном по своим последствиям международном инциденте.
Да, кстати: вы слышали в уходящем году какие-нибудь заявления специального представителя президента Буша по правам человека в Северной Корее? Нет? И никто не слышал.
Прошедшие на прошлой неделе выборы в Южной Корее должны стать сигналом побудки для администрации Буша. Поскольку в Сеуле появились новые партнеры, готовые действовать, у президента появляется шанс добиться хоть каких-то реальных успехов по Северной Корее, чтобы оставить после себя позитивное наследие и, что гораздо важнее, чтобы укрепить безопасность свободного мира.
Николас Эберштадт - заведующий отделом политической экономии имени Генри Вендта в Американском институте предпринимательства, член американского комитета за права человека в Северной Корее.
__________________________________________________________
Бушевская 'ось зла' шесть лет спустя ("The Washington Post", США)
Джордж Буш становится дипломатом? ("Newsday", США)